Девиантное поведение: Выявление характерологических особенностей, предрасполагающих появлению девиаций

Блюмин Павел Семенович () Блюмин Павел Семенович, 27 мая 2018 г., редакция 27 мая 2018 г.
Публикуем нашу статью из сборника материалов Межрегиональной научно-практической конференции "Психолого-педагогические и социальные аспекты сопровождения различных контингентов обучающихся"

Ежегодно количество учащихся с различными девиациями в поведении растет и это определяет актуальность проблемы не только в области педагогики и психологии, но и в целом для современного общества. Проблема девиантного поведения углубленно изучается специалистами из различных областей науки. Наиболее известными можно считать работы таких авторов, как Л.Б. Шнейдер, Е.Н. Пашкова, В.П. Михайлова, Т.Г. Визель, Э. Дюркгейм и др.

Девиантное поведение это одна из форм нарушения поведения, которая в то же время является и наиболее распространенной. Девиантным называется любое поведение, отклоняющееся от установленных социальных норм, обусловленное несбалансированностью психических процессов. Оно имеет достаточно сложную природу и зависит от множества факторов. В своей работе «Девиантное поведение подростков как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности” Е.Н. Пашкова и В.П. Михайлова выделили несколько основных факторов способствующих появлению отрицательных девиаций:

1. Биологический (нарушения умственного развития, дефект зрения, слуха, речи, ОДН и т. д.);
2. Социально-психологический (дефекты воспитания как семейного, так общественного, которые приводят к нарушению процесса социализации);
3. Психологический (различного рода психопатологии и акцентуации характера, которые обуславливают неадекватные реакции подростка).

Больше внимания хотелось бы уделить последнему фактору — психологическому. На сегодняшний день порядка 40% учащихся являются трудными подростками с различной степенью отрицательной девиации в поведении. К общим чертам, определяющим трудность учащихся, можно отнести повышенную агрессивность, вспыльчивость, конфликтность, отвращение к учебе, аддикции и т. д. Все эти черты можно встретить как по отдельности, так и в полном комплекте.

В основе формирования отрицательных девиаций, лежит множество различных факторов, но несмотря на это девиации проявляются не у каждого. В большинстве случаев для формирования необходим так называемый «спусковой крючок». Исследователи отмечают, что характерологические особенности личности учащихся предрасполагают к девиациям, а возникающие фрустрирующие ситуации, способствуют их проявлению. Например, на отклоняющееся поведение у младших школьников в большей степени влияют сверстники, чем личностные особенности. Х. Ремшмидт не случайно заметил, что отклоняющееся поведение подростков зачастую сопряжено с окружением и ситуациями. Девиантным подросткам свойственна ригидность поведения, которая в меньшей степени контролируется интеллектом, они более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний.

Девиантные формы поведения базируются на индивидуально-психологических стереотипах, и зависимы от внешних условий и различных ситуаций, которые могут как блокировать девиации в поведении, так и наоборот провоцировать. Такой подход хорошо зарекомендовал себя среди практических психологов. Как показывают исследования, у девиантных подростков зачастую преобладают определенные акцентуации характера, имеются пограничные расстройства психики, психозы, неврозы, патохарактерологические изменения личности и органические поражения головного мозга.

Выявление характеристик личности подростка, которые предрасполагают к проявлению отрицательных девиаций в поведении, поможет разработать актуальные методы коррекции. Деятельность психолога на этой стадии заключается в сборе анамнеза (общих сведений о ребенке, семье и внутрисемейных отношениях) и диагностике личностного и интеллектуального развития. Для поиска методов диагностики можно воспользоваться порталом Аттитюд.рф, который был специально разработан для профессиональных психологов. На сайте каждый специалист может найти подходящую методику. В процессе проведения диагностики можно использовать как он-лайн приложение «Психомер» с моментальной обработкой результатов, так и распечатывать стимульные материалы для офф-лайн работы. Также на портале можно воспользоваться форумом, на котором собрано множество полезных материалов.

На этапе сбора анамнеза больше всего подходит метод наблюдения и клинической беседы. Эти методы позволят не только получить всю необходимую информацию, но и оценить общее психоэмоциональное состояние учащегося. При этом важно отметить, что сбор анамнеза стоит начать с наблюдения, чтобы иметь представление о ребенке. Как правило, дети редко самостоятельно идут на контакт, а от прямых вопросов могут замкнуться в себе. В связи с этим перед клинической беседой нужно тщательно подготовиться, чтобы создать комфортные условия и помочь ребенку раскрыться.

Одной из наиболее популярных методик для выявления индивидуально-психологических особенностей личности можно назвать «Тест Кеттела». Данная методика имеет множество модификаций и подойдет как для обследования учащихся начального звена, так и старшеклассников. С помощью факторного анализа можно получить данные о таких особенностях, как эмоциональная стабильность, нормативность поведения, уровень интеллекта, тревожности, самоконтроля и т. д. Стоит отметить, что данная методика позволяет выявить комплексы характеристик личности подростка, которые предрасполагают к проявлению девиаций в поведении.

Также для диагностики рекомендуется применять методику «Диагностика характерологических особенностей личности» (Н.Айзенк в модификации Т.В. Матолиной). Данная методика позволяет выявить 29 психологических типов с индивидуальным набором характерологических особенностей. Помимо этого удобство данной методики заключается в том, что для каждого психологического типа имеются краткие рекомендации по взаимодействию, на основе которых можно создать план коррекции.

Для определения склонности к отклоняющемуся поведению можно применить одноименную методику, которую разработал А.Н. Орел. Данный тест-опросник разработан в двух вариантах — мужском и женском. По результатам можно определить к какому виду поведения больше всего склонен подросток: аддиктивное, делинквентное, саморазрушение, склонности к насилию и т. д.

Диагностику акцентуаций характера можно провести при помощи «Характерологического опросника» К. Леонгарда. После обработки можно не только определить тип акцентуации, но и её основные характеристики.

Для родителей и педагогов можно порекомендовать экспресс-диагностику предрасположенности к девиациям - «Опросник для выявления предрасположенности к аддиктивному поведению» В.Ю. Завьялова. Этот опросник является простейшим методом диагностики и позволит узнать входит ли ребенок в группу риска.

На психологическом портале Аттитюд.рф можно подробнее ознакомиться со всеми вышеперечисленными и многими другими полезными методиками. Помимо этого на сайте можно получить практические рекомендации по работе с девиантными подростками.

Стоит помнить, что основной целью психолога в работе с учащимися является качественная диагностика особенностей личностного и интеллектуального развития. Ранняя диагностика позволит выявить характерологические особенности, которые могут стать основой для проявления отрицательных девиаций, а также правильно поставить диагноз и своевременно создать личностно-ориентированную программу для их коррекции и условия для формирования полноценной личности. В программу коррекции должны входить не только коррекционно-развивающие занятия, но и список рекомендаций для родителей и педагогов, поскольку внутрисемейные отношения и образовательный процесс играет существенную роль в становлении личности.



Литература:

1. Визель Т.Г. , Сенкевич Л.В., Янышева В.А., Железнова А.К. — Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты - Тула, 2007
2. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2004
3. КороленкоИ.П., Завьялов В.Ю. Личность и алкоголь. Новосибирск: Наука, 1987
4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов — Спб.: Притер, 2003
5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учеб. Пособие. – СПб.: Речь, 2005
6. Пашкова Е.Н. Девиантное поведение подростков как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности/ Пашкова Е. Н., Михайлова В. П. // Проблемы морально-нравственного развития личности и общества. -Кемерово:Полиграф, 2004
7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998