Опросник профессиональных склонностей (Л.А. Йовайши)

Блюмин Павел Семенович () Блюмин Павел Семенович, 05 февраля 2018 г., редакция 05 февраля 2018 г.
Методика «Опросник профессиональных склонностей» была разработана литовским психологом Л.А. Йовайша, который занимался вопросами воспитания и профориентации школьников. В 1983 году методика была впервые опубликована в работе «Проблемы профессиональной ориентации школьников» и уже тогда получила большую известность благодаря своей простоте и точности. Адекватная оценка профессиональных интересов и склонностей является одним из наиболее важных факторов удовлетворенности профессиональной занятости в будущем. Методика используется для выявления и оценки склонностей респондента к сферам профессиональной деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его увлечениям, интересам и т.д. Ляонас Йовайша разделил все профессии на несколько сфер интересов. При распределении он опирался на преимущественные профессиональные ценности:
• Ценность общения (сфера управления, обслуживания, обучения и т.д.);
• Интеллектуальная активность (профессии в области научно-исследовательской деятельности);
• Практико-техническая активность (такие профессии, как технолог, инженер, строитель и т.д.);
• Художественная активность (сферы, связанные творческой деятельностью — литература, искусство, актерское мастерство и т.д.);
• Соматическая активность (профессии, которые связанны с физической активностью — спортсмен, полицейский, охранник, тренер и т.д.)
• Материальная активность (профессии в области планирования, делопроизводства и экономики — бухгалтер, экономист, лингвист и т.д.)
Оригинальная методика «Опросник профессиональных склонностей» состоит из 30 простых вопросов с двумя вариантами ответов. Позднее, в 2001 году, методика была модифицирована отечественным психологом Резапкиной Г.В. Галина Владимировна с 1991 года углубленно занимается вопросами профориентации и личностного самоопределения молодежи, а также разработкой эффективных профориентационных методик. Она пересмотрела опросник Л.А. Йовайши и объединила некоторые пункты. Таким образом количество вопросов сократилось до 24, но при этом количество ответов увеличилось.
Одним из больших преимуществ методики является формулировка заданий. В отличие от прямолинейных, косвенные вопросы помогают выявить скрытую мотивацию оптанта, а соответственно наиболее точно определить его интерес к той или иной сфере деятельности.
Опросник Л.А. Йовайши удобен тем, что не занимает много времени как для прохождения, так и для обработки результатов. На выполнение заданий в среднем требуется не более 10 минут. Универсальность методики позволяет применять не только для профориентации учащихся и студентов, но и для отбора кадров в компаниях, поскольку она помогает выявить профессиональные интересы предполагаемого сотрудника.





Литература:

1) Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л. А. Йовайша. - М. : Педагогика, 1983. - 129 с.; 20 см.
2) Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы.- М.: Генезис, 2005.