Проективная методика «Солнышко» для адаптации первоклассников

Коротаева Алла Шакировна () Коротаева Алла Шакировна, 28 января 2019 г., редакция 28 января 2019 г.
Одним из главных психологических методов в работе психолога я считаю метод наблюдения. Для наблюдения (не только в первых классах) я использую проективную методику «Солнышко».

Я прихожу в первый класс через 2-3 недели после начала учебного года. За это время учитель уже может успеть хорошо узнать своих учеников: знать их по имени, по фамилии, что они уже умеют делать, с какими трудностями сталкиваются. Я должна узнать учеников за время наблюдения. Для этого я подготавливаю 2 листа А4. На одном листе А4 (в альбомной ориентации) я рисую символами класс из точки, где я нахожусь: на последней парте среднего ряда. Я обозначаю значками учеников за партами: мальчиков треугольниками, девочек – кружочками. Специально бланк не заготавливаю, рисую значки по факту присутствия учеников в классе. На листе схематически обозначаю вход в класс, нахождение доски, размещение окон, рабочего стола учителя и т.д. В верхней части листа пишу индекс класса, ФИО учителя, дату, время и номер урока. На схематической доске- тему урока. На листе размещаю 3 ряда со значками, обозначающими учеников.

С первой минуты урока внимательно слежу за поведением и учеников, и учителя. Если учитель обращается к ученику, сопроводив свое обращение невербально: наклоном головы, туловища, протянутой рукой, я ставлю на схеме класса стрелочку, направленную острием на значок, обозначающим ученика; если учитель обращается к ученику по имени или по фамилии – я пишу рядом со значком имя или фамилию. Сколько раз учитель обращается к ученику – столько стрелочек и ставлю. На уроке ученики отвечают. Если отвечают хорошо(правильно) – ставлю рядом со значком восклицательный знак или плюс. Если не отвечают на вопрос учителя – стрелочку ставлю, а рядом минус или вопросительный знак. Когда ученик задает вопрос учителю или обращается – ставлю стрелочку от ученика, направленную острием на учителя. Одновременно наблюдаю за поведением учеников: кто пассивен, кто вертится, роняет ручки, карандаши, разговаривает с соседом, не смотрит в тетрадь или учебник, или смотрит в окно, по сторонам, часто оборачивается назад и т.д. Все это обозначаю буквами или сокращенно словами на схеме класса рядом со значками.

Весь урок я методично вращаю головой, чтобы не упустить различных деталей в поведении учеников и учителя, и, буквально автоматически фиксирую свои замечания на листе. Занятие не из легких. Но, зато, к концу урока на листе разворачивается картинка, где я вижу: к каким ученикам учитель обращается чаще всего, какие ученики и как работают на уроке, кто вовлечен в учебный процесс, а кто – нет. Из картинки наглядно становится видно, кто из учеников требует помощи, а кто справляется сам. Картинка покажет, насколько хорошо учитель знает своих учеников с начала года, или не знает их имени или фамилии. Такое незнание мешает эффективному взаимодействию ученика и учителя, а значит, может повлиять на успешную адаптацию ученика к школе. Методика оправдывает свое название: вокруг значка много стрелочек – ученик светится как солнышко, мало стрелочек – тускло светит солнце, совсем нет стрелок – что светит такому ученику?



На втором листе А4 у меня заготовлена таблица: Карта наблюдения. В нее я записываю ФИО тех учеников, которых я узнала на уроке, записываю свои замечания по каждому ученику и подвожу черту. Под чертой я пишу ФИО тех учеников, которые привлекли мое внимание своим поведением, но от учителя на уроке я не узнала их имени или фамилии. Это мне сообщит учитель при собеседовании после урока. А также в этой карте отмечаю тех, кто, на первый взгляд, требует помощи, углубленной диагностики. Фамилии тех учеников, которые я отмечаю, совпадают с фамилиями учеников, которые называет учитель. Это тоже диагностический прием: учитель за 2-3 недели понял, что ребенку нужна помощь, а психолог, хоть и определил это за 40 мин с помощью своего инструментария и опыта, подтвердил необходимость дополнительной работы с учеником.

Коротаева А.Ш., педагог-психолог МАОУ СОШ №20 г.Липецка.
Ответить
Евгения Сергеевна Пешехонова () Евгения Сергеевна Пешехонова, 05 мая 2020 г.
Алла Шакировна, спасибо за то, что поделились своей методикой. Это очень похоже на то, как я провожу наблюдение за учащимися во время урока (не только в первом классе). Только я ставлю еще шифр места учеников: например, на первом ряду на первой парте ученик на первом варианте имеет шифр 11, а на втором - 12. Первая цифра в шифре обозначает номер ряда, а вторая цифра обозначает номер места. Стрелочки наглядно показывают взаимодействие в классе.
Спасибо за структуру.
Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*:


Выберите правильный ответ
Напишите фамилию известного психоаналитика по имени Карл Густав