ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ В РАМКАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Юлия Криводонова () Юлия Криводонова, 25 мая 2020 г.
В настоящее время всё более актуальным становится вопрос, связанный с необходимостью оказания всесторонней комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ в рамках общеобразовательной школы. Актуальность данной проблемы объясняется тем, что в общеобразовательные школы поступают на обучение дети с различными комбинированными и сочетательными физическими дефектами, требующие особых условий для полноценной адаптации в социуме.

В связи с развитием инклюзивной направленности обучения и возможности посещения уроков в обычной массовой общеобразовательной школе, перед педагогическим коллективом возникает большая проблема. Прежде всего,, она обусловлена наличием недостаточного уровня знаний и осведомлённости педагогов теми или иными проблемами детей с ОВЗ, являющимися своеобразными отпечатками физического дефекта на их психическое становление и развитие. В подобной ситуации у педагогов возникает стресс, так как они слабо представляют себе ситуацию взаимодействия с обучающимися с ОВЗ, так как ориентированы на обучение нормально развивающихся их сверстников.

С целью невилирования данного круга проблем, на базе нашего образовательного учреждения были разработаны определённые этапы всесторонней комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ, испытывающих трудности как в плане освоения общеобразовательной программы, так и в плане адаптации и реадаптации в обществе в целом. Поэтапный характер комплексного психолого-педагогического воздействия на слабые и сильные стороны психики обучающихся позволяет наметить основные пути для повышения уровня успешности обучающихся в плане освоения общеобразовательной программы и адаптации в социуме.

На этой основе нами были выделены следующие основные этапы:

1. Подготовительный этап. Целью данного направления деятельности общеобразовательной школы является повышение уровня осведомлённости педагогов о многообразии психо-физических проблем обучающихся с ОВЗ, поступающих на обучение в общеобразовательные школы. Наличие подготовительного этапа позволяет сформировать у педагогов те или иные компетенции в плане обучения детей с ОВ/З и разнонаправленного взаимодействия с ними, несмотря на их особенности и недостатки в плане физического развития в целом. Реализация данного этапа возможна при помощи посещения педагогами курсов повышения квалификации,проведения специфических семинаров психологом образовательного учреждения по вопросам инвалидизации обучающихся и формирования их психики.

2. Диагностический этап. Цель – выявление в картине психических поведенческих проявлений обучающихся тех или иных отклонений в плане психического и физического развития с целью последующего их коррегирования и невилирования. Реализация данного этапа позволяет наметить пути построения как образовательного маршрута обучающегося, так и формирование уровня адекватного его реагирования в различных жизненных ситуациях. Методики диагностики подбираются, исходя из специфики физического дефекта и психического состояния обучающегося. Прежде всего, это проективные тесты, стандартизированные методы и методики комплексного плана, выявляющие комплекс негативных факторов, отрицательно воздействующих на развитие обучающихся с ОВЗ.

3. Консультативный этап. Целесообразность применения на практике данного этапа психолого-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью объясняется тем, что в картине психических поведенческих проявлений самих обучающихся имеются те или иные особенности, а также очень часто встречаются вторичные физические дефекты, которые являются неотъемлимой частью первичного основного дефекта. Таким образом, консультации родителей в данном аспекте помогают выделить слабые и сильные стороны обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, создают необходимые предпосылки для формирования у самих родителей адекватного отношения к своему ребёнку.

Всё это позитивно сказывается как на процессе обучения, так и на адаптации в обществе обучающихся с ОВЗ и инвалидизацией. В нашем образовательном учреждении консультации проводятся как педагогом, так и психологом. При этом большое внимание уделяется разнонаправленным формам и методам консультирования. Это выражается в том, что консультации психологического плана проводятся в рамках клиент-центрированного подхода, в центре внимания которого нгаходится сам клиент с его особенностями, достоинствами и недостатками. При этом внутренняя глубинная проблема клиента не выходит на всеобщее обозрение, что способствует повышению уровня доверия со стороны родителей обучающихся с ОВЗ и инвалидизацией.

Педагогическая консультация отличается по своему содержанию направленностью лишь на педагогические проблемы того или иного обучающегося с ОВЗ: уровень актуального и ближайшего развития, степень развития познавательной сферы обучающихся с ОВЗ в плане освоения общеобразовательной программы.

Таким образом, проведение психолого-педагогических консультаций способствует повышению у педагогов уровня значимости своей непосредственной деятельности не только с нормально развивающимися детьми, но и с детьми, имеющими разнонаправленные комбинированные физические дефекты различной нозологии.

4. Коррекционный этап. Целью данной работы является частичное или полное невилирование тех или иных негативных особенностей в картине психических поведенческих проявлений обучающихся с ОВЗ. Важно отметить, что коррекционные мероприятия в нашем образовательном учреждении имеют как индивидуальный, так и групповой характер. Прежде всего, индивидуальные занятия показаны обучающимся со сложной структурой комбинированного физического дефекта (РДА), либо обучающимся, испытывающим трудности в плане межличностного взаимодействия со сверстниками. В такой ситуации психолог индивидуально работает с обучающимися и подготавливает их к последующей групповой работе.
Групповая коррекционная работа реализуется в процессе проведения психолого-педагогических занятий с элементами тренинга интегративного плана, в рамках которого возможно привлечение и нормально развивающихся сверстников, испытывающих определённые психологические проблемы. В процессе данной работы дети с ОВЗ и инвалидностью адекватно и колмфортно чувствуют и ведут себя в различных жизненных ситуациях в целом.

Реализация коррекционной групповой работы возможна и в рамках классных часов, тематических групповых дискуссий, ролевых игр, игр драматизации, проводимых нами, исходя из той или иной жизненной ситуации обучающегося с ОВЗ. Именно игры драматизации являются способом отреагирования негативного нервно-психического напряжения, возникающего у каждого обучающегося с ОВЗ в процессе социализации и адаптации в социуме.

5. Контрольный этап. Целесообразность данного этапа психолого-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью связана с выявлением динамики в картине психических и поведенческих проявлений у самих обучающихся, находящихся на разных уровнях самопринятия и самоотношения. Данный этап является завершающим в плане проводимой комплексной работы с обучающимися. Он позволяет наметить основные пути и формы последующей работы с обучающимися.

Таким образом, реализация поэтапного характера психолого-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ и инвилидизацией позволяет своевременно увидеть какие-то особенности в план всестороннего психического и личностного развития обучающихся, а также наметить пути для последующей проработки их внутренних глубинных психологических проблем, обусловленных негатисным влиянием физического дефекта на уровень психического развития в целом.

Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*:


Выберите правильный ответ
Напишите фамилию известного психолога автора диагностики с использованием цветов по имени Макс