Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивной работы

Юлия Криводонова () Юлия Криводонова, 22 июня 2020 г.
В настоящее время в связи с появлением в общеобразовательных организациях инклюзивных образовательных площадок, связанных с обучением и развитием детей с ОВЗ и инвалидностью, перед детским садом встаёт задача развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ и инвалидностью. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте у ребёнка происходит формирование всех психических познавательных особенностей, формируется способность к пониманию и осознанию происходящего вокруг себя.
Данная ситуация характерна для детей в норме, которые не имеют какого-либо дефекта в психическом развитии/, однако, для детей с ОВЗ и инвалидностью она приобретает большое значение, так как физический дефект накладывает свой неизгладимый след на формирование психических познавательных процессов и особенностей развития.
Так, например, если ребёнок в норме видит, как действуют его родители (мама готовит обед, папа ремонтирует стол), ТО И он в своих играх начинает в буквальном смысле проигрывать увиденные ситуации. При этом, в плане социально-ролевого взаимодействия с предметами он осуществляет те же действия, что и родители, проговаривает те же фразы: «Я чиню кровать, Я готовлю кушать для Кати», и так далее. У ребёнка с наличием физического дефекта такой уровень подражания словам и действиям отсутствует или имеет минимальную степень выраженности.
В связи с этим и возникает необходимость в рамках детского сада развивать творческую познавательную активность у детей дошкольников с ОВЗ и инвалидностью. Это происходит именно в разработке воспитателем дидактических игр, направленных на усвоение трого или иного навыка. Например, игра в «растения» заключается в том, что воспитатель предлагает всем деткам , как будто, стать деревьями: Маша – берёза, петя – тополь, и так далее. Сам же воспитатель подходит к дереву и говорит: «Ой, какое дерево красивое! А кто ты?». Ребёнок отвечает: «Я – берёза». Воспитатель проедлагает дереву отдать все листики: «Я сейчас сорву с тебя все листики и стану такой же красивой девочкой, как ты». Берёза же должна дать ответ, что рвать листики с дерева нельзя, что ему тоже будет больно, и убедить воспитателя в том, какая она красивая и что будет, если листики оборвать.
Помимо этого, воспитателями применяются и театральные игры в развитии творчества детей. Например, за основу можно взять любую из сказок: «сказка о рыбаке и рыбке», предварительно прочитать её детям, обсудить и предложить в неё поиграть. Дети дошкольники охотно идут на такой контакт с воспитателем, поскольку в рамках подобного проигрывания они начинают задумываться о важном и значимом для себя, у них возникают познавательные интересы и расширяется познавательная творческая активность.
Таким образом, существует множество самых разнообразных способов развития творческой познавательной активности у детей дошкольников как в норме, так и при наличии физического дефекта. Многое зависит от правильно подбираемых воспитателем игр, приёмов и метов воздействия на психику дошкольника с ОВЗ в плане его расширения дальнейших способностей к усвоению учебного материала в школьной ситуации.

Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*:


Выберите правильный ответ
Напишите фамилию известного психолога автора диагностики с использованием цветов по имени Макс