Опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши

Автор: Ляонас Антанович Йовайша

Методика «Опросник профессиональных склонностей» была разработана литовским психологом Л.А. Йовайша, который занимался вопросами воспитания и профориентации школьников. В 1983 году методика была впервые опубликована в работе «Проблемы профессиональной ориентации школьников» и уже тогда получила большую известность благодаря своей простоте и точности.

Адекватная оценка профессиональных интересов и склонностей является одним из наиболее важных факторов удовлетворенности профессиональной занятости в будущем. Методика используется для выявления и оценки склонностей респондента к сферам профессиональной деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его увлечениям, интересам и т.д. Ляонас Йовайша разделил все профессии на несколько сфер интересов.

При распределении он опирался на преимущественные профессиональные ценности:
• Ценность общения (сфера управления, обслуживания, обучения и т.д.);
• Интеллектуальная активность (профессии в области научно-исследовательской деятельности);
• Практико-техническая активность (такие профессии, как технолог, инженер, строитель и т.д.);
• Художественная активность (сферы, связанные творческой деятельностью — литература, искусство, актерское мастерство и т.д.);
• Соматическая активность (профессии, которые связанны с физической активностью — спортсмен, полицейский, охранник, тренер и т.д.)
• Материальная активность (профессии в области планирования, делопроизводства и экономики — бухгалтер, экономист, лингвист и т.д.)

Оригинальная методика «Опросник профессиональных склонностей» состоит из 30 простых вопросов с двумя вариантами ответов. Позднее, в 2001 году, методика была модифицирована отечественным психологом Резапкиной Г.В. Галина Владимировна с 1991 года углубленно занимается вопросами профориентации и личностного самоопределения молодежи, а также разработкой эффективных профориентационных методик. Она пересмотрела опросник Л.А. Йовайши и объединила некоторые пункты.

Таким образом, количество вопросов сократилось до 24, но при этом количество ответов увеличилось.
Одним из больших преимуществ методики является формулировка заданий. В отличие от прямолинейных, косвенные вопросы помогают выявить скрытую мотивацию оптанта, а соответственно наиболее точно определить его интерес к той или иной сфере деятельности.

Опросник Л.А. Йовайши удобен тем, что не занимает много времени как для прохождения, так и для обработки результатов. На выполнение заданий в среднем требуется не более 10 минут. Универсальность методики позволяет применять не только для профориентации учащихся и студентов, но и для отбора кадров в компаниях, поскольку она помогает выявить профессиональные интересы предполагаемого сотрудника.

Литература:
1. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.

2. Йовайша Ляонас Антанович. Проблемы профессиональной ориентации школьников - М.: Педагогика, 1983. - 129 с

Ключевые слова: профориентация, выбор профессии, профессиональная деятельность, профессии, вид деятельности, опросник Йовайши, профориентация школьников, профориентация абитуриентов, подбор кадров.

Добавить испытуемого