Я - начинающий психолог

Юлия Криводонова () Юлия Криводонова, 07 августа 2020 г.
В моей повседневной жизни получение психологического образования и непосредственное вхождение в профессию является не самоцелью, а призванием. Мне, ещё со школьного возраста, очень нравилось помогать людям, нуждающимся в моей помощи: кому-то что-то подсказать, кого-то поддержать.

Сейчас, по мере усвоения теоретических и практических знаний, я поняла для себя одну важную вещь: я – настоящий психолог. Почему? Вопрос очень важен и ответ очень прост.

Первое, с чего начинающий психолог доложен начинать свою работу, это с выделения этапов своей непосредственной деятельности.
Как известно, в психологии существует три этапа работы специалиста: консультативный, диагностический и коррекционный. Но прежде, чем приступить к работе, необходимо выбрать направление своей деятельности, которое бы в полной мере могло отражать уровень развития специалиста психолога.

В моём случае таким психотерапевтическим направлением моей деятельности является оказание психологической помощи человеку в рамках клиент-центрированного подхода. Сущность данного направления заключается в том, что проблема клиента и сам клиент находятся в центре внимания психолога, а не какие-то вторичные надуманные подсознательно сформированные переживания, ситуативно обусловленные ситуации отреагирования нервно-психического напряжения, и так далее.

Безусловно, важным компонентом клиент-центрированной терапии является оказание всестороннего содействия клиенту для отреагирования внутреннего психологического напряжения, возникшего в связи с ситуацией, с которой он обратился за помощью к психологу. Однако, помимо отреагирования, важными моментами работы является поэтапное ведение клиента, выработка тактики работы.
В частности, работа с клиентом начинается в рамках установления первичного доверительного контакта с ним. Данный этап называется консультативным. Консультация – возможность выговориться, осознать свою проблему и быть понятым и принятым психологом, несмотря на сложности ситуации клиента. В данном случае ошибками психолога будут такие:

Во-первых, уподобление состоянию клиента: «боже мой, как же Вы могли так поступить!! Ай-ай!! А я бы вот сделала…». В подобной ситуации отношения психолог-клиент резко меняют границы и переходят в клиент-клиентные отношения: непонятно, кто же здесь психолог, а кто обратился за помощью.

Вторым этапом является диагностический. При этом совсем необязательно проводить какие-то методики, определяющие те или иные параметры личности клиента. Например, если у человека проблема, связанная с нарушением образа себя, и он говорит Вам о том, что «Я не такой, как все, я толстый, урод, я не люблю себя», то это очевидно, что у него будет заниженная самооценка и уровень притязаний. А потому совсем необязательно проводить какие-то методики на выявление уровня самооценки. Настоящий психолог и так должен это чувствовать и понимать.

Диагностический этап сводится к использованию различных методов и методик: к проведению непосредственного и опосредованного наблюдения, к выстраиванию психологической беседы с диагностическим контекстом и так далее.
Коррекционный этап сводится к выбору методов и форм работы. Психологу необходимо помнить, что существуют две основные формы работы: индивидуальная и групповая. В данном аспекте необходимо чётко видеть и подбирать формы и методы работы, опираясь на свои знания.

Таким образом, начинающий психолог должен очень тонко чувствовать настроение и состояние своего клиента. Он должен всегда анализировать, что человек говорит, слышать, как он это делает, а главное понимать, а почему в данной ситуации он говорит именно об этом. В подобном алгоритме деятельности, ошибки начинающего психолога будут минимизированы.

Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*:


Выберите правильный ответ
Напишите фамилию известного психолога автора диагностики с использованием цветов по имени Макс