Биологический и социальный факторы развития ребенка. «Человечество значительно улучшилось бы, если бы могло приостановить рождение детей лет на 20 ( кроме детей, воспитываемых с экспериментальными целями) и посвятить эти годы интенсивному изучению законов развития детей, а затем на основе приобретенных знаний начать новое воспитание, с более научными и совершенными методами.»
Уотсон.
Что нужно учесть, чтобы получить полную картину, о том, как развивается ребенок. Со времен развития детской психологии было очень много теорий, которые звучали в истории науки.
Идея интереса к внутреннему миру ребенка возникла в российской культуре в дореволюционный период (достаточно вспомнить «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Детские годы Багрова внука» СТ. Аксакова и многое другое). Политические и экономические реформы, подъем культурной и научной жизни привели к осознанию необходимости построения теории воспитания и обучения. Был, наконец, поставлен вопрос о формировании нравственного мира личности ребенка, как он формируется, и что на него влияет.
Такой вопрос настаивал на необходимости признания, понимания и изучения своеобразия детской психологии. Было время, когда детство никто не воспринимал всерьез, но теперь, все изменилось, Теперь в наше время детство имеет свои законы, и их надо уважать: «Если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законы нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно ниспровергать столь же определенные законы мира детей».
Итак, рассмотрим, что же в современной науке принято за основные факторы, влияющие на развитие детей.
Основная идея развития стоится на двух «китах»- на том, что заложено генетически и то, что влияет из внешнего мира. Социальная среда, наряду с врожденными предпосылками, рассматривается как важнейший фактор развития, поскольку формирование норм и ценностей, самооценки человека происходит внутри общества. Вне общества не будет развития, человек не станет человеком.
Невозможно переоценить важную роль социальной игры, как важного инструмента социализации. Она подготавливает маленького человека к жизни во взрослом мире, где все люди играют уже во взрослые игры, в системе сложных социальных отношений.
Познавательное развитие включает несколько стадий, начинающихся с развития врожденных двигательных рефлексов. Затем идет стадия развития речи, и завершает этот процесс стадия логического мышления.
Личность ребенка — это тонкий душевный материал, который нужно беречь и развивать с рождения, как только ребенок появился на свет, и началось его развитие. Любовь матери, внимание, забота, опора, чувство безопасности –это основа, которая должна быть заложена, как фундамент, для здорового развития личности маленького ребенка.
Потенциальные возможности ребенка, которые могут развиться, а могут и нет, при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности, и это продолжается достаточно продолжительное время, ведь большая часть нашего детства проходит на бессознательном уровне.
Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру, которая дает ступени для роста.
Поэтому генетически ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. Эта теория получила название теории конвергенции двух факторов, так как в ней учитывалась роль, которую играют в психическом развитии два фактора — наследственность и среда.
И между такими факторами развития возникает, так называемый, конфликт, он проходит между внешними воздействиями (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка. Можно сказать , что он имеет огромное влияние на развития, так как именно отрицательные эмоции служат стимулом для развития самосознания.
Всякие эмоции связаны с оценкой окружающего, они помогают процессу социализации и развитию самопознания у детей.
Так же можно сказать, что есть не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка.
Одни из важных и определяющих индивидуальных свойств можно называть индивидуальные темпы психического развития. Их можно будет наблюдать в скорости обучения, который ребенок будет демонстрировать в процессе своего развития. Так же можно отметить и познавательное развития, например это мышление и речь.
Если говорить о развитии речи, то тут можно выделить несколько этапов: это перелом в развитии детской речи (в возрасте около полутора лет), который связан с открытием ребенком «значения» слова, а именно того, что каждый предмет имеет свое название. Так же сюда можно отнести переход от пассивной речи к активной, от слова к предложению.
Так же можно сказать, что особенности полового созревания, формирования самосознания, самооценки у представителей разных народностей тоже будут различные. Тут очень прослеживается зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, так называемого, доминирующего стиля общения в семье.
Есть три типа культур в истории человечества:
• постфигуративные –это когда дети учатся у своих предшественников
• кофигуративные -дети и взрослые учатся в основном у сверстников, современников.
• префигуративные -взрослые могут учиться и у своих детей.
Изучая этот вопрос более подробно, обращаясь в соответствующую литературу, можно увидеть важную роль социального окружения, культуры в формировании психики ребенка. Таким образом, мы проследили постановку проблемы психического развития в теоретических положениях и эмпирических исследованиях ряда крупнейших психологов.
И в завершении хотела бы привести пример одного очень интересного лонгитюдного исследования. В нем приняло участие 300 студентов из Гарварда. Исследователей интересовало, как и почему одни люди добиваются успеха в зрелые годы, а другие терпят неудачу.
Итак, для этого записали всю историю их детства, историю семьи, тестировали, брали интервью, анализировали поведение и следили за развитием.
В результате такого исследования было установлено, что дружелюбие и общительность, интеллект, счастливое детство и материальный достаток еще не гарантируют зрелую адаптацию.
А чертами юношей и девушек, наиболее ясно предсказывающих будущий успех, оказались практичность, организованность и цельность личности, а так же обретение наставников и ролевых моделей для подражания в раннем возрасте.
