Формирование музыкальной культуры личности у обучающегося музыкальной школы

Юлия Криводонова () Юлия Криводонова, 17 июня
Влияние музыки на психическое развитие ребёнка очень велико. Обучение игре на музыкальном инструменте позволяет школьнику понимать и принимать окружающий мир в соответствии с различными его полутонами, красками, звуками, способными вызвать интерес не только к собственному развитию, но и к постижению музыкальных знаний (3 с. 117).

В психологии уже давно отмечен тот факт, что чем раньше ребёнок приобщается к миру нот и музыкальных звуков, тем легче ему приспособиться к постоянным изменениям окружающего мира (1 с. 220). Мир музыкальных звуков разнообразен. Какие-то звуки воспринимаются ребёнком, как мелодичные и красивые и вызывают положительные эмоциональные переживания. Однако, отдельные звуки могут вызывать и отрицательные переживания и влиять на настроение ребёнка, что с лёгкостью находит своё выражение и воплощение в отношении не только к тому или иному музыкальному произведению, но и к определённой жизненной ситуации, понимаемой ребёнком, как комфортная или некомфортная (1 с. 193-200).

Таким образом, обучение в музыкальной школе является базовой основой для формирования у обучающихся музыкальной культуры и личностных особенностей.

Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека. Воздействуя на внутренний мир ребёнка, музыка формирует понимание им окружающих людей. В ситуации обучения в музыкальной школе у ребёнка формируется первоначальное новообразование, связанно6е с внутренней гармонией с собой (2 с.76).

Развитие всесторонней гармонии музыкального человека помогает ему адекватно относиться к плюсам и минусам той или иной жизненной ситуации и приспосабливаться к постоянным изменениям, возникающим стихийно. При этом важно отметить, что и сами дети отмечают эту особенность в своём поведе6нии. Так, например, при ответе на вопрос о том, для чего нужна музыка в твоей жизни, дети отвечают, что музыка помогает им понимать себя и свои поступки. Она позволяет характеризовать их с точки зрения положительный (мажорный) или отрицательный (минорный), что в психологической интерпретации связано с такими определениями, как «Весело», или «грустно».

Приобщение к музыке позволяет ребёнку понимать и окружающий мир. При этом сами обучающиеся говорят о том, что люди для них наделяются по своим поступкам определённым музыкальным рисунком. В такой ситуации срабатывает, так называемая, ассоциативная память, которая взаимодействует с психологической составляющей формирования как личности обучающегося, так и его музыкальной культуры (4 с.194). Так, например, люди для музыкально одарённого ученика подразделяются на мелодичных и позитивных и резких, бурных, как мелодия. Дети отмечают, что музыкальное произведение способно перевернуть их внутренний мир и вызвать определённые эмоционально окрашенные переживания, а общение с людьми при этом подкрепляется невольно возникающими в голове музыкальными звуками, типом мелодии, которой невольно наделяется сам человек.

Таким образом, именно обучение в музыкальной школе позволяет ребёнку более тонко чувствовать окружающий мир и способствует формированию внутренней гармонии с собой.

Приобщение к музыкальным произведениям позволяет ребёнку развиваться в культурном плане. При этом такой ребёнок отличается от обычных детей, которые посещают лишь школу и не принимают участия в развитии своих каких-то навыков и особенностей. Музыкально одарённый ребёнок отличается тем, что он может часами говорить о том, как понравилось ему то или иное музыкальное произведение. Он может восторгаться или критиковать те или иные аккорды, пытаться что-то подбирать самостоятельно на слух, импровизировать. Например, говоря о вальсе Шуберта, ребёнок и может использовать следующие высказывания: «Когда я изучал вальс Шуберта, он воспринимался мной, как что-то разорванное и непонятное. Я не мог объяснить, красивое или некрасивое это произведение, так как изучал его долго и нудно. Однако, я получаю огромное удовольствие, когда играю этот вальс на фортепьяно. Это как будто водоворот в бурной реке, где я очень люблю купаться».

Формирование отношения у обучающихся к тому или иному музыкальному произведению способствует созреванию личности на различных этапах возрастного развития. Так, например, развитие личности тесно связано с возрастными кризисами, но если в тот или иной кризисный период ребёнок начинает учиться в музыкальной школе, это помогает ему чувствовать себя, и своё настроение, и настроение других людей (5 с. 78). В подобной ситуации ребёнок становится более уравновешенным, так как формирование его образа себя происходит через развитие очень значимой его стадии – стадии формирования художественного образа (5 с. 124).

Многое в данной ситуации зависит от потребности обучающегося в самом музыкальном развитии. Некоторые дети подросткового возраста отмечают, что музыка звучит у них в душе и это помогает регулировать их эмоциональные переживания и отношение к окружающей действительности. Формирование потребности к обучению в музыкальной школе становится первостепенным и значимым компонентом развития личности обучающегося в музыкальной школе. Именно потребность определяет возможности его дальнейшего музыкального роста и становле6ния, как будущего специалиста (5 с. 170).

Не менее важным является формирования позитивного взаимодействия между преподавателем и учеником. Данная особенность имеет важное значение, как для ученика, так и для самого педагога. Она учит пониманию и чувствованию друг друга, позволяет внутренне духовно присоединяться ребёнку к своему педагогу и испытывать идентичные переживания в процессе исполнения того или иного музыкального произведения. При этом абсолютно неважно, готовится ли ребёнок самостоятельно к следующему уроку или вместе с педагогом изучает музыкальное произведение. В процессе общения с педагогом на уроке музыки у обучающегося постепенно происходит принятие особенностей своего учителя (тембр голоса, особенности взгляда, поведенческие характеристики учителя во время разбора произведения), что способствует выработке музыкального такта в плане исполнения изучаемого произведения (1 с. 278).

Развитие музыкальной культуры и личности обучающихся связано и с развитием его ценностного отношения к музыке. Если дети, не имеющие музыкального слуха, критикуют музыкальные произведения и говорят о том, что они им просто непонятны, то дети, обучающиеся в музыкальной школе, способны к возведению такой ценности, как формирование музыкальной грамотности в свой собственный ценностно-личностный портрет. В дальнейшем это помогает ребёнку в доброжелательной форме выражать своё собственное мнение, относительно того или иного жизненного события или ситуации. Музыкально одарённый ребёнок никогда не скажет о том, что то или иное музыкальное произведение является плохим. Он лишь может заметить, что по каким-то причиной оно ему просто непонятно или не определяет его внутреннего состояния в настоящий момент.

Таким образом, формирование музыкальной культуры и личности обучающихся музыкальной школы хотя и имеет различные самостоятельные особенности, связанные с особенностями самих развиваемых компонентов личности или музыкальной культуры, но существовать друг без друга данные особенности просто не могут. Это объясняется тем, что музыкальная культура обучающегося развивается только при наличии его личностного отношения к изучаемому музыкальному произведению.



Список используемой литературы.
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2007. с.220
2. Виноградов, Лев Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Лев Виноградов. - М.: Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2011. - 160 c.
3. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. - М.: Просвещение, 2013. - 176 c.
4. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки; Музыка - Москва, 2012. - 336 c.
5. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 464 c.
Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*: