Готовность ребенка к школе: Актуальные методы диагностики и подготовки дошкольников

Блюмин Павел Семенович () Блюмин Павел Семенович, 15 июня 2018 г.
Продолжаем размещать публикации по теме портала, данная принимала участие в конференции ИРО ЛО в мае 2015 года

В широком смысле под психологической готовностью к школьному обучению понимают врождённую способность человека усваивать получаемые знания. Проблема готовности дошкольников к обучению всегда волновала лучшие умы психологов-практиков. Эльконин, Рубинштейн, Божович – занимались изучением данной проблемы и считали её изучение крайне важным делом. Действительно, вопросы подготовки детей к школе актуальны всегда.

Как известно в понятие «готовность к школе» входят множество факторов – это физиологическая, личностная и мотивационная готовность. Но самым главным фактором определяющим успешность обучения является психологическая готовность.

Психологическая готовность к школьному обучению – это такой уровень интеллектуального и психо-физиологического развития ребёнка, который обеспечивает высокий процент усвоения новых знаний. Современные психологи-практики выделяют два аспекта психологической готовности детей к школе:

- интеллектуальный;
- мотивационный.

Естественно, что эти аспекты очень важны, и рассматривать их необходимо в совокупности. Но также необходимо понимать, что в случае интеллектуального недоразвития ребёнку нужен индивидуальный подход. Ребёнка необходимо направить в специализированное коррекционное учреждений для дальнейшего обучения. В случае с недостаточно развитой мотивацией необходима совместная работа родителей и психологов.

Обычно, ребенок, который хочет учиться старается вести себя как взрослый. Ему нравится осваивать счёт, письмо, чтение. Ребёнок с помощью обучения пытается примерить на себя роль взрослого, получить новые знания и почувствовать свою значимость.

На сегодняшний день существует множество способов позволяющих родителям самостоятельно провести психологическую диагностику готовности ребёнка к школе. Например, можно посетить психологический портал Аттитюд.рф и найти там подборку простых в применении, но валидных методик. Они помогут родителям получить информацию о том, готов ли ребёнок к школе или ему необходима помощь специалиста.

В процессе проведения диагностики можно использовать как он-лайн методики, так и бланковые тесты. Также на портале можно воспользоваться разделом медийной библиотеки, в котором собрано множество полезных материалов.

Методик, с помощью которых можно проводить психологическую диагностику готовности детей к школе очень много. Все их приято разделят на три групп: проективные, тестовые (бланковые) и методы опроса.

Опрос используется для того чтобы выяснить насколько хорошо ребёнок ориентируется в окружающем мире. Для того чтобы проверить уровень осведомлённости ребёнка достаточно задать ему несколько простых вопросов:

- как тебя зовут?;
- сколько тебе лет?;
- каких домашних животных ты знаешь?;
- в каком городе ты живёшь? и тд.

Анализ качества ответов и их правильность позволяет определить уровень осведомлённости ребёнка об окружающем мире. Если ребёнок отвечает правильно на все вопросы, то можно говорить о его полной готовности к школьному обучению. Полный перечень вопросов к опросу и процедуру проведения диагностики можно найти на портале Аттитюд.рф. Данный метод диагностики разработан специально для детей 5-7 лет.

Для диагностики психо-эмоционального развития ребёнка можно использовать цветовой тест Люшера. Суть методики заключается в следующем: ребёнку показывают цветные пронумерованные карточки и предлагают выбрать тот цвет, который больше всего понравился малышу. Процедура выбора продолжается до того момента пока не будут проранжированны все цвета. Далее результат анализируется согласно инструкции. Тест Люшера показывает, какой эмоциональный фон преобладает у ребёнка в данный момент.

Для того чтобы определить уровень интеллектуального развития ребёнка 6-7 лет можно использовать цветные матрицы Ровена. Для осуществления диагностики используются специальные карточки, на которых изображён рисунок. На рисунке, как правило, не хватает одного фрагмента. Ребёнок должен глядя на карточку найти из предложенных вариантов тот фрагмент, который идеально подойдёт для того чтобы заполнить пустое место на картинке.

Для диагностики мотивационной сферы можно использовать проективную методику «Мой класс» А.А. Лесковой. С её помощью легко определить, какие мотивы поведения преобладают у ребёнка на данный момент.
Согласно методу всего мотивов 4:

- учебный;
- игровой;
- мотив общения;
- школьная дезадптация.

Провести диагностику очень легко. Ребёнку нужно дать картинку, на которой изображён класс (прилагается к методике) и зелёный карандаш. Далее ребёнку предлагают отметить на картинке себя и закрасить выбранного человечка зелёным цветом. Проведя анализ результата довольно легко определить мотивационную линию поведения испытуемого. Методика рассчитана на детей 6-7 лет.

Отметим, что процедура проведения диагностики дошкольников имеет свои особенности. Для того чтобы получить максимально достоверный результат необходимо создать для ребёнка комфортную атмосферу. В ходе диагностики нужно убедиться, что ребёнок правильно понял инструкцию. И повторить её несколько раз в простой и доступной форме. Как правило, процедура диагностики не должна длиться более 30-40 минут.

Если в процессе диагностики родители или педагоги замечают какие-либо отклонения или что-либо вызывает у них беспокойство, то рекомендуется обратиться к психологу. Только специалист может выявить какие-либо отклонения в психическом развитии, и в случае необходимости поставить предварительный диагноз.

Согласно современным образовательным стандартам, ребенок, идущий в 1 класс должен уметь:

- считать до 10 и обратно;
- знать алфавит;
- составлять слоги;
- различать звуки;
- читать короткие предложения;
- ориентироваться в окружающем мире;
- решать простые математические задачи;
- различать «право» и «лево»;
- делать задания по образцу;
- вырезать при помощи ножниц;
- выделять главные признаки предмета.

Психологи рекомендуют родителям заниматься подготовкой детей к школьному обучению заранее. Не стоит ждать пока начнут работать подготовительные группы в школе. Лучше всего начать заниматься с малышами дома. Начинать занятия можно уже с 5-ти летнего возраста.

В первую очередь специалисты рекомендуют поощрять любознательность. Если ребёнок задаёт много вопросов, то нужно стараться отвечать на них более подробно. Совместное чтение также очень полезно. Родители должны стараться превратить скучные занятия в весёлое развлечение. Выходя с ребёнком на прогулку можно посчитать машины на парковке, прочитать название улиц, называть номера домов.

Также специалисты рекомендуют всегда обсуждать с ребёнком просмотренный мультфильм или прочитанную книгу. Ребёнок должен уметь хорошо пересказывать сюжетную линию и уметь отвечать на вопросы по сюжету.

Ещё один полезный совет – это делать с ребёнком различные поделки. Можно лепить из пластилина, вырезать аппликации, делать кукол, собирать конструктор. Это помогает развивать мелкую моторику, которая просто необходима для успешного школьного обучения.

Также не стоит пренебрегать физическим воспитанием. Желательно чтобы ребёнок посещал спортивную секцию, занимался плаванием и участвовал в активных играх.

В том случае если у ребёнка наблюдаются дефекты речи, то стоит обратиться к логопеду.

Более подробно ознакомится с перечнем диагностических методик для дошкольников можно на Психологическом портале Аттитюд.рф. Там же вы найдёте множество практических рекомендаций, которые позволят вам самостоятельно подготовить ребёнка к школьному обучению.



Список литературы:
1. Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей 6—7 лет / Г.П. Антонова, И.П. Антонова — М., 2005 г. с. 124
2. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к обучению в школе. – М., 2002 г. - с. 132.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008. – 276 с.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога [Текст] / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проспект. – 2000. – 312 с.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю Кулагина. – М.: ТЦ Сфера. – 2001. – 464 с.
6. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / под редакцией Д.И. Фельдштейна. – Москва-Воронеж.: Педагогика, издание 2-е стереотипное. – 1991. – 416 с.
7. Психологический словарь [Текст] / под редакцией П.С. Гуревича. – М.: Владос. –2007. – 800 с.