Общий контекст учителя и ученика

Юлия Криводонова () Юлия Криводонова, 08 июня 2020 г.
В настоящее время в общеобразовательной практике приобретает особую значимость проблема, связанная с выявлением общего контекста учителя и ученика. Данная ситуация связана с преобладанием множества разных факторов. К числу основных и важнейших относится повышение эффективности усвоения ребёнком учебного материала. Значимость данного фактора напрямую зависит от самой учебной ситуации: от степени сформированности психологического климата в классном коллективе, от уровня выраженности привязанности между учителем и учениками, от степени значимости процесса обучения для самих детей, независимо от их пола, возраста и социального статуса.

Другим фактором, определяющим общий контекст учителя и ученика, является построение разнонаправленных гармоничных взаимоотношений в диаде учитель-ученик. От степени сформированности стратегии межличностного взаимодействия между ними зависит очень многое в плане обучения в школьной ситуации, формирования мотивационной готовности обучающихся к усвоению учебного материала именно по данной учебной дисциплине и именно у данного педагога.

Таким обозом, проблема выявления общего контекста между учителем и учеником является значимой в общеобразовательной практике, поскольку учитель и ученик – это две значимые фигуры в общеобразовательной ситуации, и от того, какими будут взаимоотношения между учителем и учеником, очень часто зависит многое в плане построения коммуникативной ситуации в учебном процессе.

Для ребёнка учитель является, своего рода, проводником в мир знаний, наставником, первым человеком в школе, который в трудную минуту окажет поддержку, поможет преодолеть внутренние страхи урочной и внеурочной ситуации. В связи с этим, учителю очень важно грамотно выстроить отношения с учениками, учитывать их индивидуально-психологические и индивидуально-типологические особенности. Так, например, коммуникативная ситуация, связанная с построением и проведением того или иного урока, напрямую связана с особенностями общения учителя с классом. Изначально в процессе проведения урока (на его начальном этапе) педагогу необходимо сформировать положительную установку у детей на обучение. Если, к примеру, это сделать так: «Ну-ка быстро сели и рты закрыли. Смлотрите-ка на них, орёте, как на базаре», то у учеников подросткового возраста возникнет резкое непринятие такого педагога. Это связано с тем, что у них уже сформировалось определённое представление о себе, о своём учителе, которое в настоящей агрессивно настроенной ситуации начала ведения урока может только усугубиться. Учитель может быть наделён какой-нибудь кличкой (математичка), которая закрепится в сознании подростков и будет препятствовать построению общего контекста между учителем и учениками.

В другой же противоположной ситуации учитель может сказать: «Ребята, я очень рада Вас сегодня видеть. Приступим к нашему уроку». И этого будет достаточно для того, чтобы ученики психологически настроились на процесс обучения и внимательно слушали учителя. В общении с детьми младшего школьного возраста учителю необходимо быть особенно внимательным к каждому ребёнку. Это связано с тем, что от интонации голоса, от степени проявления вербальных и невербальных средств общения очень часто зависит многое в принятии и уважения учителя детьми. Учитель может сказать детям: «»Ребята, сегодня мы с Вами будем путешествовать. Наше путешествие будет в лес, где полным-полно чудес» (урок по окружающему миру). В такой ситуации дети сразу же настраиваются на учебную ситуацию.

Помимо этого, важной является и ситуация ответа ребёнка у доски. Данная ситуация осложняется тем, что к сожалению очень многие дети имеют различные психологические проблемы, связанные с нарушением образа себя. В связи с этим, педагогу необходимо именно так выстроить внутренний контекст взаимодействия, чтобы ребёнок, независимо от возраста, не боялся ситуации проверки знаний. Например, в общении с детьми младшего возраста учитель может предложить: «Итак, сейчас нам стихотворения расскажет Миша Трегнубов. Давай, Мишенька, пойдем с тобой к доске». При этом, ребёнок может испытывать внутренние субъективные страхи, замыкаться в себе, демонстрировать нежелание идти к доске. Делает он так не потому, что не любит учителя и хочет ему навредить, а потому, что очень боится самой ситуации: как на него посмотрят, что скажут другие. В такой ситуации даже выученное стихотворение может просто исчезнуть в данный момент из головы по причине возникновения запредельного торможения, обусловленного страхом. Мудрый же педагог может сказать так: «Мишенька, ты не бойся! Ты же у меня хороший мальчик, и к доске мы вместе пойдем с тобой. Я тебе помогу!».

В такой ситуации страхи несколько снимаются, поскольку ребёнок чувствует, что он не одинок, что на помощь к нему спешит учитель и всегда протянет руку помощи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что построение общего контекста между учителем и учеником является важной основой для гармонизации разнонаправленных межличностных взаимоотношений в учебной ситуации. От того, насколько грамотно будет выстроено взаимодействие, зависит многое в учебной ситуации. У учеников, независимо от возраста, будет сформировано положительное отношение к педагогу и его предмету, высокий уровень мотивации к обучению в школе, механизмы адаптивного и целенаправленного психического реагирования обучающихся в различных школьных ситуациях.

Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*:


Выберите правильный ответ
Напишите фамилию известного психолога автора диагностики с использованием пятен краски по имени Герман