Педагог XXI века

Юлия Криводонова () Юлия Криводонова, 26 июня 2020 г., редакция 26 июня 2020 г.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема изучения и качественного анализа уровня развития педагога XXI века. Это связано с тем, что изменения условий получения педагогического образования и внедрение в практику педагогической деятельности разнонаправленных новых педагогических концепций, значительные изменение претерпевает сама система передачи педагогических знаний обучающимся.

Данную проблему можно легко проанализировать, сравнив опыт преподавания педагогов в школах прошлого и настоящего. Преподавательская деятельность в данном контексте может быть рассмотрена с позиции ярко выраженного неравенства. Например, если в 20 веке в школьной системе особое значение имел именно педагог, классный руководитель, который являлся основным «проводником» обучающихся в мир знаний (начальная школа), либо учителя предметники в основной школе, то в настоящее время система роста и развития, обучающихся значительно изменилась.

Если раньше на уровень психологического состояния обучающихся практически не обращалось никакого внимания и считалось, что ученик пришел в школу именно учиться, а не выражать какие-то свои проблемы и переживания, то в настоящее время в XXI веке произошло резкое изменение позиции педагога, включающей в себя три основных значимых компонента:

1. Мировоззренческий;
2. Культурологический;
3. Психолого-педагогический аспекты педагогической деятельности.

Если говорить о важности мировоззренческого компонента, характеризующего позицию педагога в системе школьного образование, то можно отметить, что в настоящее время огромное внимание уделяется мировоззрению самого специалиста, призванного обучать детей разного возраста. Это объясняется тем, что педагог настоящего не должен иметь каких-то ярко выраженных деформаций в своих собственных ценностно-смысловых приоритетах, смысла жизненных установках и нравственной позиции, относительно того или иного изучаемого явления в целом. То есть педагог должен быть психологически внутренне зрелой личностью, способной к творческому самосовершенствованию и личностно-профессиональному росту. При этом такого педагога с ярко выраженным преобладанием мировоззренческого компонента педагогической позиции не должны смущать или пугать какие-то непредсказуемые ситуативно обусловленные изменения, перемены в педагогической деятельности, которые неизбежно возникают в каждой образовательной организации (например, сокращение часов в усвоении какой-то темы, расширение каких-то учебно-познавательных действий).

Культурологический компонент педагогической позиции, на мой взгляд, является отличительным признаком педагога настоящего времени. Он выражается в том, что педагог должен быть, своего рода, иннватором, «проводником» обучающихся в мир нового и неизведанного. В культурном плане он должен отличаться такими качествами, как любознательность, стремление к инновациям и сверхдостижениям, и так далее. Это поможет педагогам XXI века лучше понимать своих обучающихся и ориентироваться в ежедневно выполняемых педагогических задачах.

Психолого-педагогический компонент формирования позиции педагога XXI века сводится к тому, что в настоящее время особо ценится совместная работа педагога с психологом в плане нивелирования каких-то особенностей, связанных с психической и познавательной жизнью обучающихся. К примеру, в рамках психолого-педагогического аспекта можно решать такие совместные задачи, как нивелирование уровня неуспеваемости у отдельных обучающихся, испытывающих трудности в обучении, формирование коммуникативных навыков и организаторских способностей у обучающихся, развитие основных психических и личностных новообразований, соответствующих возрасту обучающихся.

Важно отметить, что реализация данного компонента педагогической позиции педагога настоящего времени может быть связана с проведением индивидуальных консультаций и занятий, как педагогом, так и психологом с обучающимся в рамках общеобразовательной организации, а помимо этого – в проведении групповых занятий с элементами тренинга и классных часов психолого-педагогической направленности, связанных с такими приобретениями учеников, как воспитание толерантности, формирование навыков профессионального и личностного самоопределения, и так далее.

Таким образом, как мы видим, проблема становления, и развития педагогики XXI века приобретает особую актуальность. Именно благодаря реализации выше перечисленных компонентов, характеризующих развитие педагогической позиции учителя XXI века возможно достижение желаемых результатов более быстрыми темпами. В свою очередь это приведёт к эффективному и продуктивному всестороннему развитию и личностному росту обучающихся.

Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*: