Процесс психолого-педагогической диагностики

Юлия Криводонова () Юлия Криводонова, 15 июня 2020 г.
Психологическая диагностика занимает важное центральное место в разряде психологических дисциплин, направленных на всестороннее исследование разнонаправленных проявлений психической активности человека [4 с.184]. По своему содержанию психологическая диагностика делится на два основных вида. Прежде всего, это диагностика, направленная на выявление каких-то общих закономерностей, характерных для той или иной группы (младшие школьники), сообщества, или для того или иного человека.

Не менее важна и психологическая диагностика, выступающая, как основа для построения логического диагностического вывода, относительно существования у того или иного испытуемого определённых изменений в картине его психических поведенческих проявлений [2 с. 205].

При этом важно отметить, что данное явление характерно только для конкретного человека, обладающего лишь ему присущими особенностями, свойствами темперамента, развития личности, и так далее.

Любая психологическая диагностика в своей основе немыслима без понимания диагностом (психологом) сущности диагностического процесса. В психологической литературе диагностический процесс понимается в двух основных значениях: как процесс и как результат диагноста [1 с. 325]. При этом В.Г. Слободчаков отмечал, что диагностический процесс в своей основе всегда связан с определённой диагностической ситуацией. Тем самым подтверждается значимость минимальной и максимальной диагностической ситуации, выступающей в плане проживания и диагностом психологом, и испытуемым определённой диагностической ситуации, накладывающей свой отпечаток на формирование отношения у психолога диагноста и у испытуемого к происходящего в данной ситуации.

Значимость диагностической ситуации определяется тем, что разнонаправленные психоэмоциональные переживания, которые испытывает как диагност, так и испытуемый, во многом определяют и процесс правдивости полученных в ходе диагностического обследования результатов.

Так, например, если диагностическая ситуация имеет положительный эмоционально окрашенный характер, если между психологом и испытуемым существует определённый тип доверительности общения, то и сама диагностическая ситуация не будет выступать, как способ получения каких-то субъективных результатов диагностики, не имеющих ярко выраженной степени правдивости диагностических показателей.
Результативность диагностического процесса во многом связана с наличием субъективного отношения к самой диагностической ситуации, к психологу диагносту, к тем или иным методам и приёмам проведения диагностического исследования, которые используются в диагностической ситуации. При этом, одна и та же диагностическая ситуация может приводить к разным результатам. Это определяется тем, что один и тот же человек может быть по-разному психологически настроен на исследование своих самых разных психологических проблем.
Например, для выявления тех или иных способностей могут применяться разные методы: в одних случаях, диагност ориентируется только на вербальные приёмы получения информации от испытуемого. В такой ситуации он зачитывает какие-то утверждения человеку, а тот отвечает. В другом случае человеку дается письменное задание с применением бланка, на котором ему необходимо выразить своё мнение, подчеркнув важное и значимое на его взгляд в диагностической ситуации [5 с. 198].

Любой психодиагностический процесс имеет свои характеристики, которые различаются по степени сложности, по содержанию, по форме его реализации. Так, по мнению Л.Ф. Бурлачук по форме реализации диагностический процесс бывает индивидуальный и групповой. Индивидуальный диагностический процесс связан с индивидуальной работой с человеком, а групповой проводится именно в группе. Степень сложности диагностического процесса напрямую связана с комплексом подбираемых диагностом методов и приёмов диагностического обследования, преследующих определённую цель (). По содержанию же диагностический процесс по убеждению А.А. Бодалёва может быть минимальным и максимально выраженным. Минимальный диагностический процесс связан с постановкой какой-то минимальной цели (выявить уровень мотивации ребёнка к обучению в школе), а максимальный определяется сочетанием самых разных показателей, которые в своей основе показывают картину изучаемого процесса или явления [4с. 182].

Любой психодиагностический процесс в своей основе связан с этапами его реализации. На этой основе В.И. Слободчиков сделал вывод о том, что этапы диагностического процесса образуют определённую модель решения общих диагностируемых ситуаций, которые подвергаются всестороннему исследованию и изучению при помощи различных методов и методик.
Так, например, В.Г. Шмелёв считал, что в одних случаях выявление диагностируемой ситуации может осуществляться при помощи экспериментальных методов психологии, таких, как наблюдение непосредственное и опосредованное, беседа, естественный или лабораторный эксперимент. Однако, очень часто для получения более детального результата необходимо применение разнонаправленных диагностических методик, которые направлены на непосредственное выявление мнения или определённого типа психического реагирования испытуемого.

По мнению В.Г. Столина, Этапы диагностического процесса представляют собой следующее их обоснование в любой диагностической ситуации:

1. Изучение психологического запроса на проведение диагностического обследования;
2. Постановка диагностической проблемной ситуации, подвергающейся изучению и интерпретации;
3. Выдвижение гипотезы о существовании той или иной диагностируемой проблемы;
4. Выбор оптимальных методов исследования;
5. Оценка результатов диагностики.

Таким образом, процесс психологической диагностики имеет важное значение в психологической науке. Диагностика позволяет понимать те или иные поведенческие проявления человека, тип его психического реагирования в различных жизненных ситуациях и способствует правильному выбору методов и средств коррекции психических отклонений.



Список используемой литературы.
1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000. – 400 с.
2. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 384 с.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
5. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов на Дону: «Феникс», 1996. – 554 с.
Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*: