Психологическая подготовка к экзаменам

Блюмин Павел Семенович () Блюмин Павел Семенович, 09 мая 2017 г.
В данной теме мы решили представить материал для тренинга по подготовке учащихся к экзаменам.

Психологическая готовность к ЕГЭ – упражнения для тренинга

1. Знакомство участников тренинга друг с другом
Цель: снятие психофизического напряжения, создание комфортной атмосферы внутри группы. Инструкция: «Представьтесь, пожалуйста. Назовите свой любимый цвет, любимое животное, расскажите о своих увлечениях»
Упражнение выполняется по кругу, участники передают друг другу мячик.
2.Упражнение «Ассоциации»
Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу экзамена.
Инструкция: «Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите ка-кое-то слово. Придумайте ассоциации на слово «экзамен». Постарайтесь не думать долго, говорите первое, что приходит в голову».
3. Упражнение «Комплимент»
Каждый участник группы должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия: 1) обращение к партнеру по имени и 2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

4. Мини-лекция "Как готовиться к экзаменам"

Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.
Время: 15 минут.
Как подготовиться психологически
- Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, не торопись, если что-то не получается не нервничай. Передохни, продолжай заниматься дальше.
- Постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудных тем.—
Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Что делать, если глаза устают?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:
- посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);
- напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
- попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
- нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на три части:
— готовься к экзаменам 8 часов в день;
— ещё 8 часов оставь для свободного времени;
— спи не менее 8 часов; Питание
Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Обязательно надо употреблять в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад.

Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередовать умственный и физический труд.
2. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
3. Отказ от просмотра телевизора.

5. Рисунок «Символ ЕГЭ».

Цель: избавление от тревоги и страха перед экзаменами.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуйте, пожалуйста, символ экзамена».
Далее психолог анализирует рисунки и обсуждает их вместе с участниками тренинга.

6. Упражнение «Откровенно говоря».
Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии.
Материал: карточки с незаконченными предложениями.
Инструкция: «На карточке написано начало предложения, прочитайте его и закончите, как считаете нужным».
Примерное содержание карточек:
Откровенно говоря, когда я думаю о сдаче экзамена…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…
Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой…
Откровенно говоря, когда у меня свободное время…
Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку…
Откровенно говоря, когда я переживаю…
Откровенно говоря, когда я не могу сосредоточится…
Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах…
Анализ: «Трудно ли было заканчивать данные предложения?»

7. Упражнение. «Мышечная релаксация».
Цель: научить справляться с тревогой, используя методы мышечной релаксации.
Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько упражнений, основанных на расслаблении мышц.
1- дыхание: вдох (с надуванием диафрагмы)- задержка дыхания - медленный выдох через рот (3-5 раз);
2- на вдохе поднять брови (удивиться)- задержка дыхания - медленно опускать брови на выдохе (3-5 раз) ;
3- на вдохе зажмурить глаза - задержка дыхания - медленно открывать глаза на выдохе(3-5 раз);
4- на вдохе растянуть улыбку (оскалиться)- задержать дыхание - медленно на выдохе убрать улыбку(3-5 раз);
5-руки в «замке» на уровне груди, пальцы сдавить в «замке» и давить ладонь на ладонь- задержка дыхания - медленно расцепляем руки на выдохе (3-5 раз);
6- делать одновременно упражнения 3-4-5;
7- сесть на кончике стула, спина прямая, на вдохе приподнять ноги над полом и потянуть носки на себя – задержка дыхания - медленный выдох».
Обсуждение
-Как поменялось ваше состояние?
-Возникли ли трудности при выполнении упражнения?

8. "Живые скульптуры"
Вся группа делится на две команды. Первая – выходит за дверь. В это время участники, оставшиеся в комнате, делают какую-нибудь "живую скульптуру". Затем первая команда входит и смотрит. После этого еще раз выходит за дверь и, когда возвращается, должна воспроизвести групповую фигуру, показанную первой группой. Затем группы меняются местами.

9. Упражнение "Я хвалю себя за то, что..."
Участникам сообщается следующее: "Я вам предлагаю похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу "Я хвалю себя за то, что..."
После этого каждый отвечает на вопросы:
Трудно ли было хвалить себя?
Какие чувства вы испытали при этом?

10. Упражнение "Покажи пальцем"
Все участники тренинга сидят в круге. Сначала их просят поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем ведущий называет какое-то свойство и предлагает ребятам опустить руку, показав пальцем на того, кто, по их мнению, обладает данный момент названным свойством.
К примеру:
Покажите самого активного сегодня;
Самого сонного;
Покажите того, кто сегодня особенно веселил группу;
Того, кто сегодня помог вам;
Покажите того, с кем бы вы хотели познакомиться поближе;
Покажите того, кто внес больший вклад в решение поставленных задач.

11. Упражнение «Образ уверенности».
Цель: показать детям, как можно стать уверенней.
Инструкция: «Вспомните ситуацию, когда вы чувствовали себя уверенно. Закройте глаза и представьте, какой образ, какой цвет, вкус, тактильные ощущения, какая музыка могла бы для вас символизировать состояние уверенности. Желающие могут поделиться своими символами».

12. «Отрезаю проблему»
Нарисуйте свою проблему справа от себя в виде клубка перепутанных ниток. Под рисунком напишите: «Моя проблема».
Или назовите ее более конкретно (экзамен, стресс и др.). Слева под изображением изобразите себя. Рядом с человечком напишите своё имя.
Затем возьмите ножницы и отрежьте клубок, то есть свою проблему. Вы наглядно увидели, что проблемы не стало. Вы её отделили от себя.
Именно этот шаг поможет вашему мозгу легко распутать создавшуюся непростую ситуацию!

Обязательно завершайте тренинг рефлексией по всему занятию, возможно раздачей каких-то не замысловатых подарков.

Список литературы:

1. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа сучащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009. – 184 с.
2. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. Битяновой М.Р. - СПб.: Питер, 2003.
4. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями. – СПб.: Речь, 2010.
5. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Речь, 2007.
6. Кадашникова Н.Ю., Илларионова Т.Ф. Как подготовить ребенка к экзамену. Тренинги, тесты, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2010. – 137 с.