Роль и значение институтов в жизни человека (модель человека в институциональной экономике)

Юлия Криводонова () Юлия Криводонова, 10 июня 2020 г.
Для человека роль института имеет важнейшее значение. Институт способствует внутреннему обогащению личности, получению высшего образования в выбранной сфере деятельности. Значимая роль института для развития человека заключается в том, что именно в среде Вуза у личности возникает перестройка всего прежнего жизненного уклада: формируется новая система ценностей, жизненных установок и эталонов поведения в социуме, так как, обучаясь в институте, особенно очно, человек внутренне обогащается, приспосабливается к той внутренней среде Вуза, с её преподавателями, манерой ведения ими лекционных и семинарских занятий, которая позволяет мыслить более глубинно и детально. Особое значение имеет модель человека в институциональной экономике. Её суть заключается в том, что Экономическая теория со времени возникновения классической школы использовала модель экономического человека (homo oeconomicus). Ее применяли А. Смит,

Д. Рикардо, затем К. Маркс и другие экономисты. Создание такой модели обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора в экономической деятельности индивидов. Но, как отмечал Г. Саймон, в прошлом «экономическая теория по большей части игнорировала процессы, используемые рациональным субъектом в принятии решений относительно распределения ресурсов», что означало доминирование исследования результата выбора, а не его процесса. Такой подход не соответствует современным сложным динамичным условиям, включающим значительную неопределенность, и приводит к отрыву от реальности. Это заставило экономистов, и в первую очередь институционалистов, обратиться к совершенствованию теоретической модели человека.

В современной научной литературе для обозначения экономического человека используется акроним REMM, что означает «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек». Такая модель предполагает, что человек ведет себя полностью рационально, и предусматривает следующие условия:

1) информация, необходимая для принятия решения, полностью доступна индивиду;
2) человек в своих поступках в сфере экономики является совершенным эгоистом, т.е. ему безразлично, как изменится благосостояние других людей в результате его действий;
3) не существует никаких внешних ограничений для обмена (при условии, что обмен ведет к максимизации полезности);
4) желание увеличить свое благосостояние реализуется только в форме экономического обмена, а не в форме захвата или кражи.
2. Взаимосвязь Пирамиды Маслоу, Пирамиды Норта и институциональной среды (приведите примеры).

А. Маслоу создал свою собственную пирамиду потребностей, в рамках которой становится возможным изучение типа социального и институционального развития личности. Автор данной научной концепции сделал предположение о том, что врожденные потребности человека имеют иерархическую структуру, включающую пять ярусов. Это следующие потребности: физиологические. Их важность связана с тем, что пока не будет удовлетворена какая-то одна из потребностей (в пище, одежде), развития личности в институциональной среде просто не будет. Потребность в безопасности с институциональной средой связана тем, что если у Меня существует страх, Я не буду вступать в контакты с посторонними людьми, а буду стараться создать все условия для того, чтобы исключить из жизни факторы, вызывающие опасность. Помимо них важными по Маслоу являются потребности в любви и принадлежности, в признании, в самореализации. Все они вместе и каждая отдельно связаны с институциональной средой. Например, если человек выбрал профессию и готовится к поступлению в Вуз, то для того, чтобы он поступил и учился, необходим какой-то ответ со стороны институциональной среды: создание условий для адаптации и самореализации в рамках жизненной социальной ситуации.

Помимо пирамиды Маслоу, интерес представляет трёхуровневая пирамида Норта. Уровни:

1. Социальный уровень, на котором развиваются социальные потребности личности;
2. Управленческий состав организации: суть в том, что Администрация организации стремится так распределить полномочия между работниками, чтобы рабочие обязанности выполнялись либо хорошо, либо плохо, чтобы можно было отследить уровень развития организации.
3. Культурный уровень менеджеров: от того, как менеджер выстраивает диалог с клиентом, зависит многое в плане завершения удачной сделки.
Таким образом, взаимосвязь пирамид А.Маслоу и Норта с институциональной средой определяется тем, что институциональная среда является источником реализации любой потребности: в самореализации, в личностном росте и так далее. Уровни и приоритеты, представленные в пирамидах, являются определёнными механизмами, позволяющими личности расти и развиваться в институциональной среде.
3. Каждый институт наделен нормами и правилами. Ответьте на вопрос: «В чем заключается сходство и отличие этих двух понятий? Сходства: ориентация поведения личности на те или иные нормы и правила общества; разработка и реализация на практике норм и правил поведения в обществе. Различия: В каждой стране и в каждой социальной группе существуют свои нормы и правила поведения и взаимодействия с социальной средой.
4. В какой момент наступают институциональные изменения и как вы можете объяснить понятие «Эффект блокировки». На мой взгляд, институциональные изменения возникают тогда, когда сама социальная жизненная ситуация уже исчерпала все возможные способы для достижения поставленной жизненной цели личности, когда необходимо разработать какие-то новые аспекты для дальнейшего движения вперёд и для внутреннего саморазвития на этой основе. Эффект блокировки. Понятие эффекта блокировки было использова­но Дугласом Нортом для объяснения часто встречающихся на практике ситуаций, в которых институциональное изменение, способное сущест­венно улучшить условия для производства стоимости, несмотря на это, не реа­лизуется на практике, прежде всего, — через действия государства, с помощью принятия законов, издания указов и т.п. Суть данного эффекта заключается в том, что распределительные выгоды, которые получают при действующих институ­тах некоторые из организаций, действующих в сферах экономики и/или по­литики, оказываются столь значительными, что позволяют таким органи­зациям предотвращать возможные изменения соответствующих правил
Способы блокировки потенциально эффективных институциональных измене­ний, используемые на практике, весьма разнообразны: от идеологических обос­нований недопустимости этих изменений, со ссылками на традиции, нацио­нальный менталитет и т.п., до прямого подкупа законодателей или руководите­лей исполнительной власти, в чьей компетенции находится осуществление соот­ветствующего институционального изменения.

5. В чем особенность «Теории игр» в институциональной экономике. Где и как ее используют в XXI веке. Используют ли ее вообще.
Теория игр, равновесие по Нэшу, равновесие доминирующих стратегий, равновесие по Штакельбергу, равновесие по Парето, кооперативные и некооперативные, симметричные и несимметричные, с нулевой суммой и с ненулевой суммой, параллельные и последовательные, с полной или неполной информацией, дискретные и непрерывные игры, метаигры, формальные модели институтов, проблема координации, проблема совместимости, проблема кооперации, проблема справедливости, эволюционно-стабильные стратегии.

Использование математических методов, к числу которых относится теория игр, в анализе экономических процессов позволяет выявить такие тенденции, взаимосвязи, которые остаются скрытыми при применении других методов. В экономической действительности часто встречаются ситуации, когда отдельные агенты, фирмы и страны пытаются обойти друг друга в борьбе за первенство. Такими ситуациями и занимается ветвь экономического анализа, называемая «теория игр». Теория игр – математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более стороны, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу – в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учетом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках. В 21 веке данная теория используется в плане конкуренции между фирмами и различными организациями, при этом фирмы несшего порядка конкурируют с себе подобными, а фирмы высшего порядка (биржи) – со своими конкурентами.

Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*:


Выберите правильный ответ
Напишите фамилию известного психолога автора диагностики с использованием цветов по имени Макс