Влияние хореографического искусства на нравственный выбор ребёнка

Юлия Криводонова () Юлия Криводонова, 24 июня 2020 г., редакция 24 июня 2020 г.
Роль хореографического искусства в психическом, социальном и нравственном развитии ребёнка любого возрастного периода не подвергается сомнению. Это связано с тем, что ребёнок, рождаясь уже изначально является социальным существом, имеющим склонности к всестороннему росту и развитию в различных направлениях, кружках, студиях, и так далее.

Развиваясь, дети усваивают те социальные эталоны поведения, которые в будущем помогают им преодолевать различные жизненные трудности, справляться с внешними и внутренними стрессовыми ситуациями, со своей тревогой, связанной с нарушениями в плане формирования образа себя, как индивида и как целостной самодостаточной личности.

Как и многие другие направления и кружки по интересам, направленные на всестороннее развитие детей разного возраста, хореографическое искусство не является исключением. Цель хореографического искусства связана с развитием умения ребёнка самостоятельно управлять своим телом в различных жизненных ситуациях. Это умение пригождается каждому человеку в ситуации, когда возникает острая неосознанная необходимость кому-то что-то доказать, объяснить, предложить альтернативные способы решения возникшей ситуации. В данном случае хореография позволяет детям почувствовать себя на вершине успешности, понять себя и сделать для себя вывод о том, что развиваться необходимо именно в данном направлении.

Основным элементом хореографии, как вида искусства, является танец. Танец, на мой взгляд – это важный элемент перевоплощения ребёнка именно в ту ситуацию, которую необходимо показать при помощи чёткого владения своим телом. На любом возрастном этапе танец является основной формой овладения какими-то своими особенностями, способами совладания со стрессовыми ситуациями. При этом абсолютно не важно, какая из разновидностей танца привлекает ребёнка, будь то бальные танцы, народные или современные танцы. Это не важно. Важно другое: ребёнок, несмотря на возраст, уровень развития психики, а также уровень сформированности уже своего собственного мнения о себе и отношения к себе в контексте различных жизненных ситуаций, становится более раскрепощённым, уверенным в себе человеком, чётко осознающим спектр своих интересов, идеалов, ценностей.

Значение хореографического искусства в жизни ребёнка определяется тем, что чем раньше начинаются занятия танцами, тем больших успехов малыш достигает. Примеров тому огромное множества из практики психологов, так как в психологии имеется важное направления хореографического искусства: танц-терапия – терапия искусством. Значимость и актуальность данного направления хореографического искусства объясняется тем, что очень часто в своей родной семье малыш дошкольник не всегда получает достаточно тепла, любви и ласки. В такой ситуации формируется дефицитарная личность с преобладающим уровнем выраженности недостаточности внимания со стороны ближайшего окружения. Такой малыш постоянно длительно болеет, пытается себя плохо вести (ломает игрушки, капризничает, плохо спит, боится оставаться один). В плане общения ему очень сложно играть с другими детьми. Занятия танцами позволяют почувствовать себя настоящим человеком, ведь именно благодаря танцу, ребёнок перевоплощается в того героя из сказки, которого ему необходимо показать. Например, танец Белоснежки или серого волка, поведение королевы или сказочного принца, и так далее.

Благодаря своевременному началу проведения занятий по хореографии, ребёнок дошкольник начинает усваивать способы передвижения в пространстве более гармоничные и правильные, а также способы владения своим телом. Он уже не боится и не стесняется окружающих людей вокруг, так как становится на голову выше остальных детей (в плане понимания и осознания себя самого), а данные особенности помогают более безболезненно переходить к обучению в школе и комфортно себя чувствовать в ситуациях, связанных с выступлениями в школьном и внешкольном коллективах перед публикой.

Свои особенности позитивного влияния имеет хореографическое искусство для ребёнка младшего школьного возраста. Начальная школа – пора взросления, характеризующаяся формированием позиции «Я-школьник, Я-ученик». Данный период характеризуется тем, что своевременное овладение своим телом способствует повышению уровня успеваемости в школьной ситуации. Это объясняется тем, что ребёнок, занимающийся танцами, в отличии от ребёнка, который вовсе не имеет представления о каких-то кружках, секциях, испытывает ярко выраженную стратегию к превосходству себя над ним и над другими детьми, поскольку его приглашают на различные выступления, смотры, показательные занятия, приводят его в пример тем детям, которым вовсе неинтересны никакие занятия.

Хореографическое искусство для ребёнка младшего школьного возраста является своеобразной ступенью, отделяющей его от дошкольника в том смысле, что сами занятия танцами начинают вызывать не просто интерес в плане овладения своим телом, но и приводят к мысли о том, что «Я хочу быть настоящим артистом, танцором» (со слов многих детей). Стремление к жизни «настоящего» артиста – ещё одно психологическое приобретение, которое возникает у ребёнка в ситуации, характеризующейся внутренним единением ребёнка с самим собой, со своими переживаниями и ощущениями, которые очень трудно просто передать словами, пояснить окружающим взрослым людям. Стремление к профессиональному росту в плане занятий танцами способствует повышению уровня успеваемости ребёнка в школьной ситуации. Для развития данного феномена существует ряд своих собственных противоречий.

С одной стороны, ребёнок осознаёт себя равным своим одноклассникам, друзьям во дворе, которые тоже, как и он, занимаются какой-то деятельностью (кто-то посещает вокал и музыкальные занятия, а кто-то ходит в театральную студию и спортивные кружки). Однако, несмотря на это, ребёнок, занимающийся хореографией, чётко для себя осознаёт, что ему необходимо как можно больше получить хороший оценок, поскольку предполагается поездка в какой-то город или район для выступления перед публикой, а потому ему нельзя подвести, прежде всего, себя, а уж потом своих родителей, преподавателей в школе и, главное, своего педагога по танцам, с которым ему так легко и хорошо чувствовать себя настоящим человеком.

С другой стороны, занятия танцами, как основным элементом хореографического искусства, обогащают внутренний мир ребёнка. Он вдруг начинает понимать, что не всё и не всегда можно объяснить словами. Очень многие моменты поддаются детальному пояснению окружающим именно при помощи танцев. Именно благодаря танцу, становится возможным объяснить окружающим людям, как своё собственное настроение и состояние, так и состояние тех героев, которых детям нужно показать в танце. В такой ситуации перевоплощение, внутреннее единение ребёнка с образом танца, с движениями, использованными в данном танце, способствуют более глубинному пониманию себя, а это в свою очередь приводит к развитию личностных качеств, таких, как целеустремлённость, отзывчивость, доброта, активность, уверенность в себе, в своих силах и способностях.

Положительное влияние хореографического искусства отмечается и в жизни современных подростков. Это объясняется тем, что сам по себе подростковый возраст является кризисным периодом в плане отношения к себе, понимания себя со стороны подростка, и принятия себя таким, какой он есть, со своими особенностями, достоинствами и недостатками. Подростковый возраст – период внешних преобразований и внутренних личностно значимых перемен. Всё то, что ранее не вызывало какого-то внутреннего беспокойства, в период подросткового возраста приобретает особое значение, связанное с опасением относительно того, что «со мной что-то не то и не так» (со слов отдельно взятых подростков с данными проблемами).

На данной стадии возрастного психического развития очень важно, чтобы ребёнок не утратил веру в себя, в свои силы и возможности, чтобы все те достижения и особенности, связанные с пониманием себя самого и с овладением своим телом в подростковом возрасте не утратили важного значения, так как данная ситуация в итоге может привести к полному краху всех надежд, ожиданий ребёнка, уверенности в будущем, важности самих занятий хореографией. В итоге же хореографическое искусство, как таковое, может вовсе перестать быть значимым: обесцениться в глазах нашего ребёнка.

В данной ситуации огромное значение имеет сама деятельность педагога-хореографа, тот внутренний вклад, который постепенно в ходе индивидуального взаимодействия с каждым отдельно взятым ребёнком и с группой в частности позволяет формироваться детям в рамках развития и совершенствования их нравственности.

Нравственные эталоны поведения детей во многом схожи с ценностными приоритетами, присущими и детям, и взрослым. То, что «Я хочу» достичь в жизни, благодаря хореографическому искусству приобретает особую значимость, так как достижение желаемого результата при помощи танцев становится более желанным, успешным и безболезненным для ребёнка, независимо от пола, возраста и его социального статуса.

Таким образом, подводя итог своим размышлениям о значимости хореографического искусства в жизни ребёнка, можно сделать вывод о том, что оно очень велико и значимо. Танец является основой овладения ребёнком своим телом и формирования образа себя в различных жизненных ситуациях. Благодаря танцами, в психике ребёнка происходит усвоение ценностно-смысловых эталонов, развитие нравственных основ поведения и отношения к окружающей действительности.

Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*:


Выберите правильный ответ
Напишите фамилию известного психоаналитика по имени Карл Густав