Зоны ближайшего развития старшеклассников при организации профильного обучения

Юлия Криводонова () Юлия Криводонова, 05 июня
В настоящее время, особую значимость имеет проблема, связанная с изучением у старшеклассников зоны ближайшего развития в процессе профильного обучения. Данная проблема имеет достаточно обширный многоаспектный характер своего изучения, поскольку зона ближайшего развития личности – понятие, охватывающее изучение возможностей старшего школьника в плане выбора своего дальнейшего жизненного пути [3,с. 116].

Кем быть и каким стать – значимый вопрос в жизни обучающихся старшего школьного возраста. От его решения зависит очень многое в плане формирования основных психических новообразований, соответствующих возрасту и уровню психического развития обучающихся [1,с. 75].

Образовательная организация в настоящее время призвана решать такие задачи, связанные с развитием зоны ближайшего развития ребёнка старшего школьного возраста, как:

1. Расширение не только познавательного кругозора обучающихся, но и познавательных способностей, связанных с формированием у школьников разнонаправленных представлений о себе в учебной ситуации;
2. Оказание всестороннего содействия на личностное развитие обучающихся старшего школьного возраста, связанное с формированием личностной направленности, индивидуально-типологических и индивидуально-психологических свойств личности, позволяющих ребёнку принимать и понимать себя в контексте проживаемой им жизненной ситуации;
3. Содействие педагогов в развитии профессионального и личностного самоопределения, подразумевающего самостоятельный выбор своего дальнейшего жизненного пути, формирование самостоятельных и осознаваемых профессиональных интересов и предпочтений [5,с. 117].

Исходя из этого, изучение зоны ближайшего развития обучающихся старшего школьного возраста является важнейшей задачей педагогики, поскольку от её решения зависит многое в плане освоения обучающимися основных учебных знаний, необходимых им для всестороннего и разнонаправленного становления в дальнейшем.

Учёными практиками уже давно предпринимались усилия в плане изучения зоны ближайшего развития старших школьников в процессе организации профильного обучения Данная задача с точки зрения науки является весьма важной, поскольку от её решения очень часто зависит тип обучения старшего школьника (гуманитарный, технический) [2,с. 25].

На этой основе Л.С. Выгодский сделал предположение о том, что в процессе изучения зоны ближайшего развития обучающихся старшего школьного возраста можно выделить два основных уровня развития обучающегося, связанных с особенностями его познавательного развития [5,с. 107].

К числу данных уровней, по мнению автора данной научной концепции можно отнести следующие:

1. Уровень актуальных знаний, характеризующийся способностью ребенка к самостоятельному выполнению заданий; Он диагностируется при помощи применения на практике тестов интеллекта и умственного развития. Основными особенностями данного уровня, характеризующего зону ближайшего развития обучающихся старшего школьного возраста, является ярко выраженное умение школьника работать самостоятельно в любых жизненных условиях, несмотря на сложность и постоянную изменчивость учебной ситуации. Так, например, если в школьной ситуации предполагается подготовка к предстоящей самостоятельной работе, то старшие школьники с наличием индивидуальных способностей к самостоятельной работе, будут осознанно самостоятельно подготавливаться к подобному мероприятию. Они будут выполнять задания, аналогичные тем, которые будут применяться на самостоятельной работе, будут стремиться получить как можно более положительную оценку (4 или 5), а в личностном плане будут настраивать себя на успешное преодоление возникающих трудностей, связанных с самостоятельной работой в целом [4,с. 180].

2. Уровень формирования непосредственно зоны ближайшего развития детей старшего школьного возраста - то, что ребенок пока еще оказывается в состоянии сделать только с помощью взрослого [1, с. 117].Этот показатель у.р. определяется с помощью диалогических и обучающих методов диагностики.

В последующем, опираясь на данную концепцию, учёные пришли к пониманию того, что всё то, что ребёнок сиаршего школьного возраста делает с помощью учителя, наставника, он в скором времени будет делать самостоятельно, так как у него будут сформированы необходимые учебные навыки и способы достижения поставленных учителем учебных задач [6,с. 119].

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит в уровень актуального развития.

Помимо практиков, изучающих понятийный аппарат, связанный с формированием представлений педагогов и психологов, непосредственно работающих с обучающимися старшего школьного возраста, изучение зоны ближайшего развития имеет большое значение для самих работников общеобразовательной организации, поскольку уровень актуального развития личности достаточно тесным образом связан с усвоением тех образовательных задач, которые характеризуют построение профильного обучения старшеклассников на основе выбора ими своего дальнейшего жизненного пути [1,с. 69].

Актуальность профильного обучения старшеклассников, связанная с зоной их ближайшего развития, определяется тем, что Проблема соотношения обучения и развития – одна из центральных тем психологии развития и педагогики. Решая данную проблему, специалисты общеобразовательных организаций получают ответы на вопросы: в какой мере социальное окружение ребёнка старшего школьного возраста оказывает влияние на его развитие? Всякое ли обучение развивает ребенка? Затем в соответствии с этим организуется практика педагогического воздействия на подрастающее поколение, практика психологической диагностики и коррекции. В практике организации профильного обучения детей старшего школьного возраста, связанного с определением их зоны ближайшего развития, учёными выделяются такие понятия, как обучение и развитие. Их соотношение способствовало выделению нескольких подходов, характеризующих их тесную взаимосвязью С одной стороны, в практике организации педагогического учебного процесса, выделение взаимосвязи между обучением и развитием имеет важное значение только потому, что вне обучения не происходит развития, и наоборот. С другой, развиваясь, старший школьник приобретает всё более новые знания, навыки, которые способствуют его развитию [1,4].

В связи с этим, основные подходы в плане расширения представлений об организации профильного обучения старшеклассников, связанные с их зоной ближайшего развития, следующие:

1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием, и здесь снимается всякий вопрос о коррекции неадекватного (запаздывающего) развития, активности ребенка и т.п [6, с. 99].

2. Обучение и развитие – это одно и то же. Данная трактовка, связанная с формированием зоны ближайшего развития обучающихся старшего школьного возраста в процессе организации профильного обучения, связана с тем, что Развитие соответствует обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение – совпадающие по времени процессы. Ребенок провозглашается пассивным существом, личностно не включенным в процесс обучения. Он не субъект, а объект обучения [6, с. 113].

3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение есть планомерная организация развития ребенка. Обучение – движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения – создание возможности овладения собственным поведением. На этой основе формирование зоны ближайшего развития старших школьников происходит на основе приобретения ими новых психолого-педагогических навыков. К числу таковых можно отнести развитие способности к техническим наукам (математический склад мышления), определяющий и выбор последующего профиля обучения. Данная закономерность заключается в том, что изначально у ребёнка ещё на момент обучения в начальной школе, отмечается повышенный интерес к математике: он выделяет данную науку из всего учебного спектра дисциплин, но пока ещё не представляет, какой профиль обучения ему будет ближе. Однако, к моменту поступления в старшие классы, в картине его представлений о самом себе уже формируется зона ближайшего развития, основанная на формировании представлений о себе, как об ученике профильного математического класса, в котором ему намного комфортнее обучаться, чем в гуманитарном. Это свидетельствует о превосходстве развития над обучением в плане применения полученных знаний на практике, что и определяет зону ближайшего развития подобных обучающихся старших классов [3, 6].

4. Введение феномена «зона ближайшего развития» позволило педагогике выработать стратегическое направление в процессе организации обучения: развивает только, то обучение, которое ориентировано на «зону ближайшего развития» данного ребенка. Обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться, опираясь при этом на достигнутый уровень развития. Однако, психологами отмечается неоднозначность в плане формирования представлений о зоне ближайшего развития ребёнка старшего школьного возраста в процессе организации профильного обучения. По мнению И.Ф. Карепановой, обучать ребёнка возможно только тому, что он способен усваивать, то есть в процессе профильного обучения основной уклон необходимо делать на достигнутый уровень психического развития, но тогда возникает вопрос о том, каким же образом становится возможным выявить, какой уровень достиг каждый конкретный ученик, какие параметры определяют его особенности психолого-педагогического развития в целом [6].

В данной связи становится целесообразным проведение углубленной диагностики зоны ближайшего развития старшеклассников, направленное на определение профиля последующего обучения. Основным методологическим принципом, на котором должна основываться диагностика, включающая ЗБР, является специальным образом организованное сотрудничество ребенка со взрослым и сверстником. Традиционно способом определения ЗБР является использование дозированной помощи при решении ребенком тестовой задачи. Взрослый оказывает помощь ребенку при возникновении у него трудностей. «Количество» и качество помощи – показатель ЗБР. Тот ребенок, который с минимальной помощью взрослого решает задачу, имеет наибольшую ЗБР (Иванова, 1976). По мнению автора анализа, метод дозированной помощи связан с более глубокой диагностикой актуального развития, изучением механизмов, которые обеспечивают решение интеллектуальных задач. Этот метод показывает, что актуальный уровень развития также не гомогенен, он имеет определенную внутреннюю структуру. Помощь взрослого выступает как инструмент изучения этой индивидуальной, или возрастной, структуры [1,7].
Предлагаемая ребенку помощь должна варьироваться не по способам ориентировки в задании, а по разным формам и видам общения ребенка со взрослым.

Таким образом, изучение основных механизмов формирования зоны ближайшего развития обучающихся старшего школьного возраста в процессе организации профильного обучения, является важным показателем выбора ребёнком своего дальнейшего жизненного пути. В данной связи большое внимание следует уделить не только констатации того уровня, который достиг каждый конкретный обучающийся, но и его возможностям, связанным с учётом индивидуально-типологических и индивидуально-психологических характеристик, способствующих всестороннему развитию в процессе разнонаправленного комплексного школьного обучения.



Библиографический список

1. Андреева И.Д. Профильное обучение: вчера, сегодня, завтра / И.Д. Андреева // Биология в школе, 2046. №5. С. 21–24.
2. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / И.С. Артюхова // Педагогика, 2017. №2. С. 28–34.
3. Гефен А.Н. Профильное обучение в старшей школе: комментарий психолога / А.Н. Гефен // Эффективная педагогика, 2018. №6. С. 13–16.
4. Ермаков Д.С. Психолого-педагогические проблемы профильного обучения / Д.С. Ермаков // Профильная школа, 2015. №1. С. 34–40.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2012.
6. Попова Е.И. Первые шаги в будущее / Е.И. Попова // Эффективная педагогика, 2010. №6. С. 24–27
7. Шаин Е.Г. Профильное обучение как педагогическое явление / Е.Г. Шаин // Эффективная педагогика, 2018. №6. С. 11–12.
Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*: