Бессознательный образ тела и схема тела по Дольто.

Садилова Светлана Геннадьевна () Садилова Светлана Геннадьевна, 02 марта 2020 г.
Бессознательный образ тела является всей совокупностью
представлений, которые имеют отношение к телу, носят бессознательный
характер, бессознательная память всего опыта отношений и связанных с
ними переживаний, но актуальный и живой в настоящий момент.
Согласно Дольто, психическое своими корнями уходит в тело, оно
конституируется в логике тела, на отверстиях тела – местах встречи с
другим. В этом Дольто является последовательницей Фрейда.
Для Ф. Дольто рождение ребенка представляет собой уже
манифестацией и доказательство того факта, что он сам является
происхождением и источником своего желания. Данную мысль она
выразит, в ставшей знакомом выражении. “Человеческое существо
представляет собой символическое воплощение трех желаний: желания
матери, желания отца, и личного желания - всех троих, которые
представляют собой существа слова."
Из данного утверждения Ф. Дольто делает выводы:
“Бессознательное “Я”, казалось бы предсуществует в языке и обязано
считаться организующей инстанцией зародыша в совмещении с
сознательным “Я” его родителей.” Её беспокоит не настолько вопрос
“генезиса” субъекта, насколько вопрос его “связи” с телом.
В психоаналитической теории выдвижение тела в какой-то степени
было неминуемым для детского психоаналитика. Так же, как невозможно
ребенка уложить на кушетку, точно так же невозможно не понять, какое
место для ребенка занимает тело во время общения. Более того,
материальное наличие тела обязывает Ф. Дольто выговориться: “Тело
личности при всякой межчеловеческой коммуникации всегда в
воображении присутствует”, и оно в обиход включает “пред - вербальный
и пара - вербальный язык”.
Человек может сказать “Я” потому, что в том же действии, в момент,
когда он дышит общим воздухом, развивается и двигается среди других,
он желает такого отношения и такого общения с другим, которое изменяет
его, взаимодействуя с ним. К этому первому делению Ф. Дольто добавляет
другое, которое связано с эволюцией либидо. Ф. Дольто различает, таким
образом, анальный образ тела, оральный образ тела, образ тела стадии
Эдипа и даже, образ тела зародыша. Каждый из этих образов тела в каком
то смысле, имеет свою лексику и свою грамматику. Переход одного образа
тела к следующему спонтанным процессом не является. Данный переход
допустим через символизирующий акт - символизация отказа от
удовольствия, ухода от той или иной формы удовольствия – Ф. Дольто это
действие называла символопорождающей кастрацией.
Одним из основных достижений Ф. Дольто явилось признание того
факта, что ребёнок с момента рождения является не infans, - что означает
«не имеющий права на речь», - но языковым существом, субъектом для
самого себя, в строгом соответствии с традицией психоанализа, которая
считает пациента субъектом своих бессознательных желаний.
Ф. Дольто подчеркивала, что совершенно маленький ребенок
пытается насытиться речью. Он свой ротик открывает не только для того,
чтобы принять пищу. Нужно слушать этот открывающийся ротик,
желающий вкусить информацию из диалога с нами не менее сильно, чем
он хочет познать материнское молоко. Он хочет впитать информацию с
молоком матери. Ребенок приходит в этот мир генетически, анатомически,
и социально предрасположенный к тому, чтобы говорить. При помощи
зрения, осязания и обоняния он воспринимает окружающий его мир. Но
только слово, направленное к нему, представляет собой то средство,
которое дает возможность ребенку причислить себя к людям.
Оральный образ тела, сориентированный на наслаждении
поглощения в себя, должен поменяться в властном порядке и измениться
для того, чтобы поддержать гораздо более развитых взаимоотношений.
Данный этап потеря “тела от тела” и “отнятия от груди” и для этого
требуется сепарация. Это означает поставлять ограничение стабильному
характеру орального образа тела. Это ограничение, установленное
родителями перед ребенком, является для Ф. Дольто эквивалентом
кастрации. Своеобразный вид удовлетворения должен быть брошен и
должен случиться переход к другому виду - тому, который позволяет
общение на расстоянии. Для человека - через слово. На данном этапе,
более, чем на каком-нибудь другом, мать обязана «купать ребенка в
языке».
Когда ребёнок начинает приучается к опрятности и ходить, малыш
должен распрощаться снова с состоянием слитности с матерью.
Отдалившись и неё и освободив свой рот, он обретает способность
говорить. Начав ходить, малыш осваивает пространство. На данном
начальном периоде обретения независимости не надо его стеснять.
Навыки опрятности приобретаются тогда, когда ребенок умеет
контролировать свои мышцы, а не по принуждению или в каком-то
определенном возрасте. В том же самом возрасте он знакомится с первыми
запретами, первыми законами общежития: не убивать, не делать вреда
другому.
Каждая из данных «символопорождающих кастраций» является
своеобразным испытанием, по прохождении которого ребёнок взрослеет и
в нём развивает человек. На родителей поручена ответственность
поддержать его удачно одолеть все данные периоды.
Становление образа тела имеет связь с прохождением субъектом
через череду кастраций. Желание, функционируя в динамическом образе,
стремится исполниться. Но оно может встречать на своем пути
препятствия: недостаточное желание, запрет на объект или отсутствие
объекта. Кастрация как раз и выступает тем радикальным запретом на
удовлетворение. В терминологии Ф. Дольто «символогенные кастрации».
В психоанализе под словом «кастрация» необходимо разуметь процесс,
который происходит с человеком, когда другой человек ставит запрет на
осуществление желания в той форме, в которой бы он хотел. Данный
запрет передается через язык. Кастрация выступает результатом появления
нового способа существования желания. Кастрация имеет означающее и
носит необратимый характер перед силой закона. Результатом этого
разрыва или запрета представляет собой возможность для ребенка собрать
«плод кастрации».
Открытие различий между полами в свою очередь представляет
собой для ребенка некую утрату: мальчик понимает, что он не сможет
вы́носить ребенка, как его мама, а девочка –что у неё нет этого придатка,
который поначалу ей так хотелось иметь. Приблизительно в трехлетнем
возрасте ребенок старается изведать, «как получаются дети». На данный
же момент становится очень важным, чтобы родители со всей
открытостью и искренно объяснили малышу, что такое сексуальность, в
том числе и наслаждение. Ребенку станет понятно, что и его родители
были произведены на свет тем же самым, общим для всех людей образом,
передающимся от поколения к поколению, и что он сам представляет
собой часть данной цепочки.
К трем годам малыш должен быть полностью готов к этапу
пресловутого Эдипова комплекса, который дает ему возможность выйти
из семейного круга и вступить в социум.
Итак, Ф. Дольто вводит совершенно новое понятие позволяющего
обдумывать и воссоздавать предыдущие, архаичные этапы развития
ребенка.
Образ тела не анатомическая данность как телесная схема. Образ
тела постоянно развивается в процессе истории субъекта и в системе его
взаимоотношений.

Л ит ер ат ур а.
1. Дольто Ф. На стороне ребенка. М.,2015.-102с
2. Есаян Н. Ф.: Психосоматика дет.ского возраста и психоанализ,
Росс.ийский психоанал.итический вест.ник, 2016, № 3.
Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*: