О графах Лакана.

Садилова Светлана Геннадьевна () Садилова Светлана Геннадьевна, 18 февраля, редакция: Павел Блюмин, 18 февраля
Постигший меня непредсказуемый опыт актуальной реальности требует уловить смысл того, что такое граф Лакана. И эти графы ворвались и бесцеремонно захватили мой интерес. Дак что же они такое - эти, на первый взгляд, непредсказуемые гости (графы Лакана)?

Концепция граф Ж. Лакана основывается на достижениях лингвистики, как считал Лакан, лингвистика – это поистине революционная наука. Конституирующий аспект лингвистики – это алгоритм Соссюра, который был Лаканом записан в виде формулы: S/s, где S – означающее, а s – означаемое. То есть, здесь мы видим разделение рядов означающего и означаемого посредством черты, которая сопротивляется означиванию. Основная идея Лакана состоит в том, чтобы преодолеть иллюзию, согласно которой означающим реализуется функция репрезентации означаемого: «не бывает значения, которое самим своим существованием не отсылало бы к другому значению». При этом сама форма означающего ставит вопрос о его месте в реальности. Что касается структуры означающего, то она состоит в артикулированности: входящие в его состав единицы – это есть простейшие дифференциальные элементы, сочетающиеся согласно определенным законам. «Топологический субстрат» означающего в концепции Лакана – это цепочка означающих. Все это составляет структурные условия, определяющие порядок «конституирующих взаимопроникновений» означающего. «Ибо означающее по самой природе своей всегда предвосхищает смысл и как бы расстилает перед ним свое собственное измерение». В системе Лакана те образы, которые всплывают из бессознательного, являются не репрезентативными, то есть это такое означающее, которому не соответствует никакое означаемое.

Исходя из концепции Ж. Лакана, означающее и означаемое не могут находиться в одной общей плоскости, соединяющая их ось пребывает в сфере бессознательного. Иными словами, элементы бессознательного являются элементами означающего. То, что мыслит на моем месте, является другим моим Я и в этом другом, который на самом деле является Другим, признание желания сплетается с желанием признания. Все это значит, что измерение истины возникает с появлением языка.

Лакан высказывает мысль о том, что в нас мыслит некий субъект, однако мыслит он согласно тем законам, по которым осуществляется выстраивание цепочки означающего. Лаканом осуществляется введение принципа коммутативности означающего и означаемого, где означаемое, говорит он, является признанием другим в силу коммутативности с означающим. Всякая речь способна возникать за счет присутствия следа означающего, и даже если индивид не говорит, он всегда является обращенным к Другому как к некоему присутствию.

Процесс, отображаемый «графом», опирается одновременно на четыре пункта, а это означает наличие четырех различных субъектов: субъекта знания, говорящего субъекта, субъекта требования и некоего четвертого, о котором Лакан пока ничего не говорит и который имеет связь с желанием Другого. Таким образом, граф желания – это есть топографическая репрезентация структуры желания. Итак, о Реальном мы ничего не знаем, но убеждаемся в том, что оно существует, поскольку оно оставляет в сознании следы. Первый след представлен получением реальным до-символическим намерением (никак не артикулированным, лишенным еще какой бы то ни было символизации желанием) означающего. То есть, здесь мы можем говорить о минимальном признании порядком Символического за индивидом формального права на место в системе означающих. А значит, Символический субъект на этом первичном уровне обозначается в качестве перевернутого S — как нехватки означающего.



Если мы рассматриваем повседневный, практический уровень, то реализация данного события происходит благодаря, так называемой, интерпелляции к индивиду: пересекая впервые цепочку означающих (в качестве примера, Альтюссер приводит, неизвестно к кому обращенный окрик полицейского «Эй, ты!») он ведет себя как тот, кто способен к восприятию знака, голоса в качестве означающего. Далее переживание себя как изъяна, как нехватки означающего часто проявляется в виде, многим знакомого, отсутствия всестороннего удовлетворения, чувства безотчетной тревоги, некой «экзистенциальной» тоски. Второй граф Лакана – это есть иллюстрация процесса, который находится в стадии активного развития и действия :



Здесь мы видим смещение субъекта в правую часть графа и новое пересечение цепочки означающих. Как результат, на уровне Символического он получает от Другого «господствующее означающее» (А), что приводит к стабилизации цепочки, вещами обретаются те значения, которые естественны. Но тут также есть существенно важный момент: на Воображаемом уровне — уровне значений — Субъект пребывает в состоянии иллюзии самостоятельно добытого знания о том, как «на самом деле устроен мир». В первую очередь, это представления о самом себе (m), воображаемых других (а) и идеальном я [i(a)]. Тот факт, что все перечисленные образования все же есть функция Другого, отмечен на графе символом s(A) и стрелками, направленными вверх от нижнего контура, что дополнительно указывает на то место, которое обеспечивает их устойчивость. Эти действия мы можем представить как идеологическую обработку, внушение и пр. В структуре межличностного пространства лишь слово, сказанное Другим, представляет для нас гарант всех остальных значений, но парадоксально то, что у него отсутствует референт в Реальном .
Далее следует третья ступень графа желания:



Этот рисунок показывает невозможность удерживания желания на протяжении долгого времени существующими символическими кодами, а любое опредмечивание желания и сведение его до уровня воображаемой потребности также не рождает ничего, кроме фантазма (S♢a). Двойная же линия, в верхней части графа, при этом указывает на неустранимый разрыв между высказываемым и высказанным или другими словами — между воображаемым желанием (d) и символическим Требованием (D). Данный разрыв является причиной, по которой, в частности, большинство аналитиков признают факт необыкновенной важности для психотерапевтического процесса правильного ответа на вопрос: «Кто говорит?»
То есть, происходит прорыв желания сквозь поле означающего.
Наконец, полная форма графа желания – это репрезентация «расчлененного означающими тела Субъекта, из которого извлечено всякое поддавшееся символизации наслаждение». Здесь мы видим два уровня – уровень значения и уровень наслаждения:



Верхний уровень является репрезентацией происходящего, когда тело — воплощенное до-символическое наслаждение — получает состояние запутанности в системе означающих. Здесь также мы можем видеть презентацию двух контуров: воображаемого и символического. По внутреннему контуру, как и в случае уровня значений, наблюдается циркулирование — также фундированного иллюзией собственной автономности — объективированного желания (d), формирующего фантазм (S♢a). Роль фантазма в структуре личности является очень важной. Во-первых, с его помощью мы получаем возможность желать определенное «нечто». Также фантазм – это своего рода экран, скрывающий от Субъекта нехватку Другого.
В том месте, где вектор наслаждения впервые подвергается кастрации посредством означающих, записана формула (S♢D), указывающая на то, что таким образом наслаждение извлекается из тела, и его присутствие в этом поле может быть определено лишь косвенно — по дыркам и возмущениям. Существуют лишь некоторые остатки, так называемые эрогенные зоны (D), с которыми связывается понятие влечения. Позиции Субъекта и Другого симметричны: Другой ведь на самом деле тоже желает, испытывает «страх кастрации», имеет неполноценность и зависимость... На графе в этой точке Субъект впервые обозначен неперечеркнутым, но его полнота является функцией неполноты Другого (S(A)). Конечно же, это блеф, тут не может быть какого-то «обмена ценностями». И Другой или «купится» на него — что будет означать не что иное, как то, что Другой не прошел проверку, а соблазнился, и потому он — самозванец, занявший место Господина. Или же Другой раскроет мой блеф и символически уничтожит (кастрирует) меня, уличив меня в моей ничтожности .
Таким образом, исследование Лакана четко направлено на превращение психоанализа в строгую социальную и гуманитарную науку, основанную на лингвистических и логико-математических понятиях.


Список литературы.
1. Дьяков А. Жак Лакан. Фигура философа.// https://iknigi.net/avtor-aleksandr-dyakov/51374-zhak-lakan-figura-filosofa-aleksandr-dyakov/read/page-15.html
2. Егорычев И. Желание и структура.// https://vshm.science/blog/egorychev/550/
3. Лакан Ж. Ниспровержение субъекта и диалектика желания в бессознательном у Фрейда. http://www.opentextnn.ru/man/?id=1899.

Садилова С.Г.
Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*: