О конфликте в психоанализе

Кузьмина Анастасия () Кузьмина Анастасия, 19 апреля
Тема конфликтов сейчас очень актуально звучит в нашей среде, в каждом государстве, в каждом доме и в каждой личности.

Могу сказать, что вопрос войны и конфликта между разными большими и малыми социальными группами сейчас, как никогда актуален, и не мог не привести меня к данным мыслям.

Нужно заметить, что психоанализом конфликта нужно заниматься после завершения конфликта, когда все страсти улеглись и когда острая фаза уже ушла, тем не менее есть предпосылки которые к этому конфликту привели и вот об этом скорее я бы хотела написать.
Первая предпосылка к любому конфликту, это как ни странно – идентификация. На эту мысль меня навела фраза из статьи, это выражение Фройда о том, что психика человека изначально социальна, и поэтому изучать ее в отрыве от социальных отношений, в которые человек включен и те, которые его определяют, попросту невозможно. « В психической жизни человека всегда присутствует "другой»,( А у Лакана это маленький другой и большой другой). Тут и есть понятие идентификации с таким вот внешним «другим».
Идентификация- это когда человеку приписывают некое означающее, ты русский, ты украинец, ты едок картофеля, ты 30 человек. Любая идентификация это символический акт, это некое означающее, которое формируется и приписывается мне. И далее уже говорят « ну если ты русский, то ты должен поступать тем или иным образом, как будто бы в определенной культуре есть некий протокол поведения русского человека. И так же, если ты украинец- то есть некий протокол поведения украинцев, и если ты 30 летний человек, то тоже есть некая модель поведения, которой должен следовать тот или иной человек.
То есть любая идентификация ведет за собой некую приписанную за собой, навязанную модель поведения. И исходя из этого, выход один в избежании конфликта разных групп- не хотите конфликтовать- не идентифицируйтесь. Это такая буддистская мысль, что все наши страдания вызваны той или иной идентичностью, которую мы на себя натягиваем. И потом мы начинаем считать, что мы такого то возраста, такого то пола, такой то национальности и поэтому мы что то определенное должны делать. Если ты девочка- носи бантики, если ты пионер- носи красный галстук. Вот это первый этап, на котором формируется любой культурный или социальный конфликт между группами. Потому что дальше происходит то, что Жак Лакан называет reconnaissance ( ошибочное узнавание). Есть некоторое означающее, которое формирует меня, однако тут же образовывается «другой» , кто на это же означающее претендует. Если я патриот, то тут же формируется другие патриоты, которые соревнуются со мной за любовь к родине, которые пытаются у меня ее отнять. И на этой транзакции можно описать весь спектр чувтств, которые можно описать, как ревностью, завистью, конфликтностью. Можно посмотреть на любой конфликт, на межэтнической, на политический, религиозный, межгосударственный, или, допустим, внутренний. Это про что?
Это про то, что кто то отнял что то мое, Крым наш или Крым ваш, одна плита и 2 чайника, и две хозяйки начинают спорить, где чей чайник должен стоять. Любой конфликт это про то, что кто то отнял мое означающее.
И третий этап любого конфликта, который в психоанализе называется проработка. Эта проработка заключается в том, что Вы начинаете искать какое то другое означающее, которое сможет нас объединить, и поможет нам договорится , найти общий знаменатель. Таким образом, чтобы пересобрать мою собственную идентитчность и найти точки соприкосновения с «другим». Например, когда обнаруживается, что я не только патриот, но еще и культуролог, и может на этой почве нам конфликтовать то и не стоит. Отсюда нам не о чем конфликтовать, у нас всегда находится другой обозначающее вокруг которого мы можем найти компромисс и может быть даже подружится.

Так же в статье затронут и Эдипальный конфликт. Далее хотела бы рассмотреть как разрешение конфликта работает тут.
Мальчик начинает конкурировать с отцом за внимание матери, и до тех пор, пока они находятся в Эдипальном треугольнике, мама принадлежит либо одному либо другому, они враждуют, это то что в статье упоминается как «отрицательный Эдипов комплекс» ( З.Фройд) Он характеризуется как, я хочу убить отца,заполучить мать и все такое прочее. До тех пор пока они не найдут новое означающее, и это то, что называется положительный Эдипов комплекс, когда я в своем папе нахожу те черты, которыми я хочу обладать сам, таким же сильным как папа, храбрым, я начинаю подражать каким то его качествам. И тут удачным разрешением Эдипого комплекса, Фройд об это даже пишет работу «Конец Эдипого комплекса» 1924г, где он говорит, что Эдипов комплекс разрешается как раз в тот момент, когда отец транслирует ребенку, что моя женщина это не твоя мать, и может это один и тот же человек, но я на нее не претендую, как на маму, она со мной не нянчится и не кормит меня грудью, а ты на нее не претендуешь, как на женщину, она для тебя остается мамой.
Таким образом происходит разделение означающих, с которыми идентифицируются и группы и человек индивидуально. Это удачное разрешение конфликта по мнению Зигмунда Яковлевича Фройда и , как показалось на мой взгляд, основной посыл данной статьи.

Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*:


Выберите правильный ответ
Напишите фамилию известного психоаналитика по имени Карл Густав