О вопросе пола юного субъекта. Должны ли мальчики не плакать?

Садилова Светлана Геннадьевна () Садилова Светлана Геннадьевна, 17 февраля, среда, редакция: Павел Блюмин, 17 февраля, среда
Хочется отойти от языка психоанализа и постараться простым языком поговорить с человеком посторонним психоанализу и психоаналитическому дискурсу. Эта проба пера о том, как юный субъект может обходится с вопросом пола и как взрослый мир ему в этом помогает или нет.
Проблема выбора пола – важный и в то же время достаточно незаметный вопрос для современного человека. Для нас кажется простым: если у тебя все признаки такого-то пола, значит, ты представитель этого пола, то есть ты или мальчик, или девочка. Однако, знания о принадлежности определенному полу и бессознательные психические образы половой роли это не одно и то же. Знания о половой принадлежности не гарантируют психического осознания и признания своего пола.
Впервые ребенок сталкивается с выбором пола в тот момент, когда открывает для себя телесные различия разных людей. И именно тогда он задается вопросом: «А кто я?».
На данном этапе важную роль играют действия родителей и других значимых взрослых, которые влияют на формирование определенных представлений, способов поведения, соответствующего полу ребенка.
Конечно же, современный мир характеризуется размытием половых границ. Теперь девочки могут одеваться в мальчишеском стиле и свободно заниматься преимущественно мужской работой. Также и мальчики все больше включаются в тенденцию примерять элементы женских образов (сережки в ушах, маникюр, окраска волос) и даже заниматься стереотипно

женской работой. И в то же время все еще действуют установки о девчачьем и мальчишеском, такие как: «у девочки должны быть длинные волосы» или «мальчики никогда не плачут». На мой взгляд, все это может приводить к затруднениям в выборе своего пола.
В таких условиях важна роль родителей и других значимых взрослых в определении своего пола на психическом уровне. Их задача состоит в тактичном объяснении ребенку половых различий, обсуждении кем он является и чем отличается его пол от противоположного. При этом немаловажную роль играет и примеры окружающего его общества: как одевают мальчиков или девочек, чем они внешне похожи и различны, какие особенности их поведения. Увиденное ребенок анализирует и может задаваться различными вопросами, которым родителям игнорировать и избегать не стоит.
Помимо взрослых на выбор пола ребенка оказывают влияние его сестры или братья. Особенно, если дети примерно одного и того же возраста, но при этом разнополые. Для примера можно рассмотреть случай Франсуа из практики известного психоаналитика Француазы Дольто.
Мальчик 13 лет, с нормальным интеллектуальным развитием, столкнулся с тем, что его сестра внезапно стала отличаться от него. До этого он отождествлял себя с ней, он был ей, а она им. Но наступил период полового созревания, характерного для девушек, и она менялась физически, чего не происходило с самим мальчиком.
Слияние с сестрой привело к идентификации мальчика себя как девочки, даже части единого целого с сестрой. У мальчика не было представления, как ведут себя мальчики, он и хотя знал о половых различиях.
Он хотел идентифицировать себя с отцом, но «застрял» на слиянии с
сестрой. Это ошеломило его, он потерял себя, перестал понимать, кто же он. Все это привело к попытке суицида, к счастью, неудачной. В итоге, в ходе психоаналитической талантливой работе Ф. Дольто мальчик обрел себя и свой пол.
Выбор пола не является какой-то автоматической психической операцией. Человек может без труда определить свой пол в детстве, а может и до конца жизни не понять кто же он. Также возможны случаи, когда в какой-то момент человек понимает, что он представитель противоположного пола не на физическом уровне, а на психическом. То есть он чувствует себя женщиной в теле мужчины или мужчиной в теле женщины. И это, как я считаю, удивительное явление психики человека. И при этом тяжелое испытание для самого человека.
Что же происходит, когда мы выбираем пол? Скорей всего, мы принимаем свое тело, принимаем свое отличие от противоположного пола, принимаем свою принадлежность к полу.
Принятие своего пола важно потому, что это оказывает значительное влияние на дальнейшую жизнь. Ведь наш пол во многом определяет наш стиль, наше поведение, привычки, восприятие собственного тела, в какой-то степени даже характер. Осознавая свою половую роль, мы понимаем, чего от нас ожидает общество и потому стараемся жить в гармонии с ним. Но прежде всего мы живем в гармонии с собой, потому что знаем, кто мы есть.
В последнее время придаются огласки случаи, когда человек отказывается от своего физического тела, считая его чужим, не своего пола. Почему так происходит? На мой взгляд, причиной этого в первую очередь является глобальная информатизация общества. Это не самый главный фактор, думаю, до появления различных источников информации

были такие случаи, просто они умалчивались и оставались внутри семьи. Или внутри самого человека.
Но в информатизации, на мой взгляд, есть то, что еще сильнее влияет на выбор пола, в большей степени даже на осознание и признание пола, не соответствующего внешнему телесному. На ум приходит назвать такой пол психическим или душевным, то есть признания себя как представителя пола, противоположного телесному, на уровне психики.
Даже маленькие дети сейчас проявляют заинтересованность техникой, информационными средствами, разбираясь в ней лучше взрослого. Они как чистый лист волшебного блокнота вписывают в себя все возможные начертания, всё что удается внять с помощью голоса другого. Они видят, что современный мир полон неоднозначных вещей. Родители могут говорить «ты девочка, должна носить платья», при этом сама мама одета в рубашку и джинсы.
Еще одним фактором, на мой взгляд, влияющий на выбор пола ребенком, является его отношение к определенному полу. Например, требования, предъявляемые к ребенку как мальчику или девочке. В таком случае он посчитает, что быть девочкой (или мальчиком) выгоднее, чем мальчиком (девочкой). Думаю, это может произойти на фоне сестер или братьев, когда мальчик видит, что девочке все прощается (потому что она девочка), а мальчика могут наказать за этот же поступок или проявление нежелательной эмоции. Кто бы действительно отказался быть тем, кого не наказывают?
Характер отношения родителей к ребенку также влияет на его самоощущение. Самое жестокое, что может быть, по моему мнению, это когда родители хотели ребенка одного пола, а родился другого. Возможно,

данное желание как-то бессознательно проявляется в их поведении и способе взаимодействия с ребенком.
Порой родители намеренно могут обращаться с ребенком как с представителем другого пола (желаемого). Это, конечно, отражается на ребенке, но не обязательно приводит к проблемам. Кто-то может вырасти с гармоничным взаимодействием психического и телесного пола, а для кого-то такое обращение сулит проблемы личностного самоопределения.
Принятие нашего телесного пола влияет на нашу личную и социальную жизнь. Страдают отношения с близкими и с противоположным полом, человек встречается с негативной реакцией общества в случае раскрытия своего внутреннего самоощущения, противоречащего внешнему облику. Из-за этого он чувствует себя непонятым, отвергнутым, что может привести к изоляции и одиночеству. И тем более, такой исход может отдалить от решения проблемы. Но главное, страдает сама личность. Неопределенность, противоречивость ее сущности заставляет человека бояться самого себя, проявления своего внутреннего «Я».
К счастью, современный мир вместе с появлением большого потока
информации принес и новые способы преодоления влияния его последствий, а также решения старых проблем, которые могли утаиваться и не могли найти свой способ решения. Это и психологическая помощь, и открытое заявление о себе людей, имеющих проблему с половой идентификацией и растущая толерантность к таким людям, которая способствует тому, что они чувствуют себя обычными людьми, которые смогли найти свое решение в ситуации сложного выбора.

P.S. Уважаемые читатели, спасибо за интерес к психологии!

Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*: