Об основных подходах Франсуазы Дольто к коррекции аутистических расстройств у детей

Садилова Светлана Геннадьевна () Садилова Светлана Геннадьевна, 10 декабря 2020 г., редакция: Павел Блюмин, 16 декабря 2020 г.
В одной из самых известных работ Ф.Дольто «На стороне ребенка» отдельная глава («Исцеление аутистов») посвящена осмыслению психического состояния и глубоких страданий аутистических детей. В других работах Ф. Дольто, несмотря на практически отсутствие специальных отсылок к аутизму, разговор об аутизме обнаруживается почти везде. Ведь любая теория, имеющая дело с субъектом, имплицитно уже содержит в себе разговор об аутизме.

Ф. Дольто включала в понятие детского аутизма весь спектр разнородных нарушений общения. Она не считала аутизм врожденным заболеванием, не верила в фатальность психотических состояний.

В рамках психоанализа подход к аутизму не имеет единой концепции. Ф.Дольто аутизм рассматривается как результат раннего психогенного воздействия, обусловленного потерей матери, либо безразличным, холодным отношением. Ранний психологический стресс, специфическая патология родительско-детских отношений,приводят к патологическому развитию личности. При аутизме некоторые сферы обычной детской психики сначала развиваются согласно возрасту, а затем развитие резко прекращается. При этом аутичный ребенок не всегда отстает в умственном развитии.характерные черты аутиста: парциальная одаренность, искаженная картина мира, суженность интересов, эмоциональная отстраненность, уплощенность, непонимание чужих эмоций, избегание зрительного контакта, стереотипизация, ритуализация, прямолинейность, непонимание переносного смысла выражений, фобии, высокая сенсорная чувствительность. Совокупность психических и поведенческих особенностей аутиста приводит к нарушению его социализации.
В основе возникновения аутизма, по мнению Ф.Дольто, лежит столк-новение ребенка с пренебрежением своими потребностями и с уверенностью в том, что невозможно никак повлиять на людей, которые о нем заботятся и на мир в целом. Или такой вариант ухода от реальности связан с ситуацией стресса, когда единственным вариантом справиться с этим становится такой защитный механизм как примитивная изоляция.

Аутизм, как отказ от общения – это блокированность ребенка по отношению к социуму, его отказ и неприятие своих чувств, желаний и искажение образа тела. Дольто считала, что бессознательный образ тела связан с эмоциональным фоном переживаний ребенка подвижного характера. Также данная соматическая совокупность связана с бессознательной символической инкарнацией желающего субъекта, который существует и структурируется благодаря и в отношениях с другими. То есть, не смотря на индивидуальность бессознательного, эта область психики все-таки обусловлена социальным существованием человека.
Дети не могут опровергнуть возникающие сложности, которые были пройдены их телами, физической оболочкой, так как духовная сущность впала в заблуждение, что их отвергла мать. Схема тела связана с необходимостью в качестве источника влечений; бессознательный образ тела находится на стороне желания как места, где представлены влечения. Ни схема тела, ни изображение тела не могут существовать без другого, кроме как в определенных случаях патологической диффузии. Психотические или аутичные дети, кажется, отсутствуют в теле, которое функционирует безупречно, как «космический корабль без космонавта».

С другой стороны, возмущенное бессознательное изображение тела может вызвать серьезные функциональные трудности, хотя никаких неврологических повреждений не выявлено.Дольто писала, что аутисты не знают, кто они. Тело их — не их. Разум у них находится неизвестно где. Их существование на свете закодировано на смерть, вместо того чтобы быть закодированным на жизнь. Для взаимоотношений с другими они мертвы, но они в полном смысле живы для совершенно непонятно чего, что может быть ими воображено. Часто особа, которая занималась ими, была некогда в том самом, что и они, раннем возрасте, оставлена в одиночестве, и это свое состояние «оставленности» она перенесла на ребенка, который напомнил ей ее первые годы жизни. В книге «Ребенок зеркала» Дольто отмечала: «Аутизм существует в силу того, что символическая функция у человека имеет чрезвычайно большое значение. У животных нет аутизма. Это специфическая болезнь рода человеческого».

Ф.Дольто считала, что одной из причин аутизма является одаренность и раннее развитие интеллекта детей. В результате работы с детьми-инвалидами, имеющими коммуникативные проблемы, Ф Дольто пришла к выводу, что психозы наблюдаются у особо одаренных детей с гиперранним интеллектуальным развитием, которых никто не сумел понять. Такие дети, если их не признают ценными собеседниками, за неимением речевых объектов — через несколько месяцев начинают казаться отсталыми, аутичными, невротичными. Их символическая функция — язык сердца — не вписалась в телесное взаимодействие, необходимое для физического выживания.Они находят прибежище в одиночестве своей внутренней речи, теряя речевую связь с другими.

Ф. Дольто подчеркивает истинную ценность речи. Даже с маленькими детьми необходимо разговаривать. Она подчеркивает необходимость обращения по имени, возможность речевой коммуникации с ребенком, в которой выражается участие, понимание, доверие к ребенку, уважение к нему и его влечениям. Она говорит о том, что «в действительности он интуитивно улавливает суть того, что ему говорят».. Символические образы речи помогают ребенку встроится в сложный мир различий окружающей действительности. Ребенку нужно рассказать, что с ним происходит, вернуть его в мир теплом, доверием, любовью – если этого не сделала мать, что и привело к формированию психотической личности.Ф.Дольто подчеркивает важность включения слов в телесные обмены, размышляя на тему предречевых фонем и речи значимого другого, который сопрягается со всем опытом восприятий.

Ф. Дольто с особым пониманием относилась к потребностям, желаниям, свободам и правам детей, но она также говорила о необходимости обучения детей ответственному отношению к себе и окружающему, принятию правил, законов, границ, о развитии ребенка как ряде испытаний. С аутичными детьми особенно трудно налаживать и поддерживать контакт, и особенно аккуратно необходимо устанавливать границы, чтобы не подавить его активность взаимодействия с миром.

В книге «Ребенок Зеркала» Дольто пишет что аналитик своей пустотой позволяет проявиться образу тела, может позволить проявиться субъекту.Это значит – отказаться от представлений«хорошо – плохо», от морализаторства, не наделять его своими смыслами, которые могут проявиться только через самого субъекта. В данном контексте особую актуальность приобретает проблема эмпатии аналитика. Аутичный ребенок не в состоянии выносить обычные дозы эмпатии, он отстранен от мира, и поэтому несколько отстраненное и нейтральное отношение со стороны терапевта ему необходимо.

Сейчас мы знаем, что аутизм как заболевание имеет под собой биологическую основу, то есть связан с патологией работы мозга. При этом степень выраженности нарушений зависит от тяжести поражения коры головного мозга. У детей с аутизмом вследствие нарушения работы сенсорных систем развита высокая чувствительность к сенсорным сигналам, и большинство сигналов воспринимаются как чрезмерные и избыточные. Поэтому аутичные дети прибегают к феномену «игнорирования» поступающих сигналов.

В то же время аутизм как отказ ребенка от общения может быть ситуативной реакцией на стресс, с которым ребенок не может справится самостоятельно. Только в таких случаях рекомендации Ф. Дольто могут составлять основу лечения. В неврологических случаях ребенку требуется терапия по основному заболеванию.Здесь меры, используемые Ф. Дольто, могут выступать в качестве вспомогательного метода и безусловно послужат эффективности основной терапии.Ведь главные принципы, которых придерживалась Ф.Дольтов своей практике –человеческое тепло, принятие ребенка как он есть, доверие к нему – имеют и профилактическое, и лечебное значение — в одних случаях большее, в других меньшее.

Большую часть собственной теоретической и практической работы Ф. Дольто посвятила изучению детства – важнейшего периода в развитии личности. В это время ребенок очень сильно нуждается в том, чтобы быть услышанным. Близкие люди должны уметь откликаться на этот молчаливый призыв. Именно проницательность и умение тонко чувствовать внутренний мир ребенка принесли Ф. Дольто успех в области исцеления психотических расстройств у детей.

P.S. Уважаемые читатели, спасибо за интерес к психологии!

Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*: