Проблема половой и сексуальной идентичности

Кузьмина Анастасия () Кузьмина Анастасия, 20 июля 2021 г., редакция: Павел Блюмин, 29 июля 2021 г.
Прежде чем мы подойдем к формированию половой идентичности у мальчиков и девочек, нужно обратиться сначала к понятию, что такое идентичность.

Идентичность является ключевым элементом субъективной реальности и формируется социальными процессами. Формируется в процессе объектных отношений со значимыми другими, большую роль имеет опыт переживаний ранних отношений. А так же идентичность формируется в процессе идентификации. А идентификация - это отождествление себя со значимым человеком, у каждого из нас есть значимые другие, идентифицируя себя с ними, мы вбираем в себя определенные качества и образуем самих себя. Этот процесс проходят все дети.

Идентичность- это переживание тождественности самого себя, саморепрезентация , а так же представление субъекта о своем телесном Я, своих ролевых образах, установки человека по отношению к самому себе.


Можно выделить условно 3 уровня идентичности:

- Телесное Я (самый ранний образ тела) Через тело мы познаем мир, познаем себя, вступаем в коммуникацию, и как к нам относятся родители- формируются наши границы, качество нашего тела наполняется ( опыт удовольствия или опыт боли). Отсюда мы получаем животе или мертвое тело. Живое тело наполнено силой, энергией, либидо, при чем именно мама либидинозно насыщает тело ребенка. А мертвое тело формируется, если мама, например, была в депрессии.
- Личностная идентичность – наш характер ( по Кенбергу темперамент), все другие аспекты личности, защиты, конфликты, которые человек переживает, Это и Супер Эго.
-Роли – это то, что мы представляем в этом мире, это те наши отношения, которые у нас складываются со значимыми другими, выбираем профессию, она тоже обуславливается нашими особенностями личностями, играем роль мужчины или женщинами, и различные установки, это то как мы себя чувствуем, как мы себя понимаем, и понимаем ли мы себя ( диффузная идентичность), когда человеку сложно сказать , что он чувствует, и часто не понимает как другой к нему относится ( нарушение тестирования реальности).
Отношения Я хороший или Я плохой, это внутренние моменты, которые связанные с отношением к себе. В фильме ребенок явно не принимает себя.

Идентичность это так же результат синтезирующей функции границ Я с окружением. Это внутренняя непрерывность и тождественность личности, человек может переживать себя, свое бытие как личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия. Прошлое, настоящее и будущее воспринимается им как единое целое. Субъект ощущает связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими.
Знание своего прошлого, понимания себя в настоящем и представление себя в будущем говорит о целостности личности.

Нужно сказать, что в теории психосексульного развития Фрейд подчеркивал, что понятие мужского и женского очень многозначно, имеют биологическое значение, то есть человек обладет теми или иными сексуальными признаками. Анатомия –это судьба, как писал Фрейд. И в этом фильме судьбу ребенка решили сами родители, против природы.

Так же роли мужчины и женщины имеют и социальное значение. А так же культура имеет большое значение в формировании половой идентичности, и в каждой культуре роли мужчины и женщины имеют свою специфику и имеют психосексуальное значение.

Решение значение с точки зрения оценки мужественности и женственности имеют те глубинные фантазмы, которые мы можем обнаружить только через психоаналитическое исследование. Действительно разбирая те или иные психоаналитичсекие случаи мы касаемся половой идентичности , мужского и женского, и понимаем, чем может быть вызвана та или иная реакция каждого отдельного человека.

Основная концепция Фрейда о понимании мужественности и женственности основана инфантильной сексуальности, где он не учитывает влияние объектных отношений ( он использовал понятие эмоциональные узы), не использовал понятие чувства самости, не включал понятия мужественности и женственности супер эго.

Концепция половой идентичности включает в себя все вышеперечисленное. Эта концепция хорошо представлена в теории Тайсонов ( психоаналитические теории развития).

В психоаналической теории используют 2 термина, которые относятся к понятию мужественности и женственности - это половая и сексуальная идентичности. Сексуальная идентичность относится больше к биологической идентичности мужественности и женственности, а половая идентичность это более широкая концепция, это психологическая система, которая объединяет и интегрирует личностною идентичность с биологическим полом человека, и на которую оказывает влияние объектные отношения потому, что они играют очень большую роль в формировании половой идентичности, идеалы супер Эго и культурные факторы. Например, есть такие культурные факторы, например, где в семье больше ценится, если рождается мальчик, что мы можем и наблюдать в данном фильме, и в этом случае мужчина может чувствовать себя более возмужалым ,более зремым. А девочки будут иметь второстепенными и могут желать стать такими, как мальчик, чувствуя, что ее половой идентичностью пренебрегают и она не так ценна. И есть вероятность, что такая девочка может перенять в свою сексуальную идентичность и сформировать маскулинную идентичность ( фаллическая женщина).

Пример тому рандомная семья, где ждали первого мальчика, а родилась девочка, ее всячески принижали, не обесценивали, а если бы родился братик все еще больше усилилось, в последствии такая женщина имеет проблемы с зачатием ребенка, долгое время она была как мальчик по видам деятельности, а про свою женственность она забыла. И эта женственность возрождается, когда родители принимают роль девочки, когда родители тоже принимают свои роли, и любят друг друга. Тогда она сможет пережить, так называемое, кастрационное переживание. Поэтому родители это поддержка для того, чтобы сформировалась половая идентичность.

При обсуждении различных концепций развития пола мы используем термин половая идентичность, как в монографии Тайсон.С понятием половой идентичности связан широкий спектр чувств, убеждений, действий, можно сказать что тема пола это большая проблема в современном мире, принятие пола это очень большая проблема тоже, мы видим, что формируется множественный пол и отказ от пола ( различные перверсии). Это все может говорить о нарушении ранней половой идентичности и непринятии своего пола.

Одной из идей, которая сейчас звучит, в понимании связанного с полом, это отрицание своей женственности, как у женщин, так и у мужчин. То, на сколько сложно принять женщине свою женственность, и формируется такая нарциссическая или фаллическая женщина. Но так же бывает, что и мужчине сложно бывает принять в себе свою женственность ( непринятие материнской фигуры).

У нас у каждого есть внутренний мальчик и внутренняя девочка потому, что мы идентифицируемся в процессе жизни и с мужскими и с женскими фигурами, и важно, чтобы эти мальчик и девочка интегрировались, подружились друг с другом.

Так же важно заметить, что в каждом из нас есть и гомосексуальная часть развития, которую важно заметить и важно открыть, так же принять, как аспект нашего развития и помнить о ней. Ведь девочки дружат друг с другом , можно сказать, по средствам этой гомосексуальной части, так же как и мужчины дружат друг с другом. Более того, признание пола другого человека нам открывают идеи современности –это отрицание пола ( сложность принять в себе женственность, как ранний механизм защиты) и признание, что пол это другой, где при нарциссической личности «другой» не допускается. И например, люди с нарциссической структурой личности они фантазируют, что они обладают и тем и другим полом. И признаком развития такой личности будет допущение противоположного пола. ( дифференциация и признание).
Так же, так как с полов связан спектр чувств( мысли, фантазии, убеждения), которые скрываются в манере ухаживания, как мы ухаживаем за нашими партнерами, или за собой, как мы вступаем в брак, складываются эти чувства, фантазии и убеждения и в том, как мы воспитываем наших детей.

В следствии формирования элементов, которые участвуют в формировании мужественности и женственности, а так же множественности психопатологии, которые связанны с теми или другими из этих элементов принято различать.

Как писала Ф. Дольто, что преобладании пассивного либидо не позволяет девочке устремится в социальную жизнь, она может только подготовится к тому, что понравится, она в ожидании, а ожидание это женская история, мужчины не ожидают, если есть недостаток отцовской любви, то девочка может остаться вечно в ожидании и не способной восстановить внешние события, если субинститут отца не придет и не разбудит в ней «спящую красавицу», чего не случилось в истории фильма, отец полностью отверг женское в ребенке.

В дальнейшем близкий мужчина способен завершить ей принять доверие к самой себе, и мы видим по линии половой идентичности девочки именно значение другого обьекта для ее формирования половой идентичности. У мальчиков же будет иная либидинозная позиция. Так же завершить инвестирование вагинальной зоны, через знакомство с оргазмом и можно увидеть, как удовольствие из области клитера переходит в область вагинальной зоны и область всего тела девочки. Это все будет говорить о том, что она вышла на уровень женской половой идентичности, а если активным остается только клитер, то это уже развитие по фаллическому типу.

Брюнсвик вводит так же такое понятие, как фаллическая мать. Это когда мать обладает фаллосом ( сила, мощь, плодородие). По мнению ранних психоаналитиков пол не различим до фаллической стадии развития, до нее они развиваются одинакого ( по Фрейду), открытие пола происходит на фаллической стадии развития, это когда можно увидеть различия в развитии мальчиков и девочек. Так вот первичная мама – фаллическая, обладающая всеми преимуществами.

Джойс МакДугал писала, что фалличность скорее приписывается мужскому и сопоставляется с мужским органом, но она сама рассматривала фаллос не как мужской орган, а как символ плодородия, нарцистической завершенности и сексуального желания. Фаллос она обозначает как желание для обоих полов, где каждый пол обладает половиной того, что требуется для целого символа. Это позволяет избавляется от инфантильного желания обладать и пенисом и вагиной, быть и мужчиной и женщиной одновременно. А если есть мужчина в жизни женщины, то ей не нужно совсем быть похожей на мужчину. Как раз таки и тут скрывается ядро нарушения в половой идентичности.

Если же обратиться к идее Фенехеля и его психоаналитеской концепции невроза, то это не возможность принять отсутствие пениса у мамы, что может послужить приобретением приверсии у мужчин, у девочек все происходит наоборот, что является важным этапом принятия пола.

Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*:


Выберите правильный ответ
Напишите фамилию известного психоаналитика по имени Зигмунд