Важность обьектых отношений в психоанализе

Кузьмина Анастасия () Кузьмина Анастасия, 27 сентября 2022 г.

Объектные отношения возникают в период раннего детства и оказывают влияние на всю последующую жизнь человека. Раннее детство – это период, когда происходит закладывание фундаментальных качеств личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, а также позитивные нравственные ориентации, целеустремленность и жизнеспособность. Данные духовные качества личности не развиваются сами по себе и не носят спонтанный характер, а формируются и развиваются в условиях выраженной родительской любви в семье. Однако, данные процессы претерпевают деформацию и изменения в условиях депривации.

Депривация возникает в результате психотравмирующих для ребенка ситуаций, в частности, в результате утраты ребенком значимых для него объектов (матери и отца). Исследователи ранних объектных отношений пришли к выводу, что нарушение диадного взаимодействия, приводит к нарушению общего развития ребенка. Ситуация депривации, потеря матери, семьи отражается на последующем развитии ребенка, затрудняя его интеллектуальное и личностное развитие, препятствуя формированию уверенности в безопасности окружающего мира, инициативности, автономности и идентичности.
Депривация(ограничение), как психологический фактор способно разрушать эмоциональные связи подростков–сирот с окружающей социальной средой, миром сверстников и взрослых, которые развиваются в более благоприятных условиях, вызывая глубочайшие вторичные нарушения психического, физического, а также социального характера. Воспитание в условиях депривации – это фактор, который травмирует психику подростка, делая затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, которые кардинально меняют его судьбу и надолго могут разрушить его отношения с окружающим миром, оказывая влияние на адаптацию и социализацию. Также очевидно, что только личность, которая социально адаптирована к политической, экономической, культурно, демографической ситуации может развиваться полноценно физически, духовно и нравственно.
По данной причине личностное развитие подростков – сирот в рамках успешной адаптации и социализации является актуальной проблемой, в связи с чем, уже более 20 лет в школы-интернаты и детские дома была внедрена позиция психолога, что означало признание факта, что для обеспечение полноценного личностного развития подростков-сирот, которые не имеют семьи важна психологическая помощь. Депривация оказывает негативное влияние на самосознание ребенка, а также приводит к важности поиска путей преодоления, компенсации и коррекции деформаций личностного развития.
Актуальность исследования заключается в том, что сегодня несмотря на то, что численность детей-сирот сократилась, определенная часть подростков продолжает оставаться в организациях для детей-сирот и под патронажем органов опеки. При этом следует отметить, что подростки, в отличие от детей-сирот, гораздо реже получают возможность попасть в замещающие родительские и опекунские семьи и быть усыновленными или удочеренными.
Для подростков переживание потери семьи и жизнь в детских домах оказывается в достаточной степени травмирующим фактором для развития их личности, который, в совокупности особенностей подросткового возраста, приводит к существенным личностным деструктивным изменениям.
В условиях депривации подростки-сироты часто приобретают такие черт характера как повышенная агрессивность, замкнутость, тревожность, склонность к апатии и депрессии, к рискованному, в том числе и девиантному поведению, неспособность устанавливать дружеские или романтические отношения, основанные на чувстве безусловного принятия и любви.
У подростков, переживших ранний разрыв с матерью, отмечается более глубокие и устойчивые формы деструктивных поведенческих и эмоциональных реакций, что обусловлено отсутствием удовлетворенности в раннем детстве потребностей в безопасности и принятии. Бесчувственность, блокирование эмоциональных переживаний становится одной из главных проблем развития подростков-сирот.
В этих условиях особенно актуальным становится исследование не только причин, факторов и особенностей формирования объектных отношений у подростков-сирот, воспитывающихся в условиях депривации, но и механизмов, методов, приемов работы с этой группой детей. Изучение объектных отношений у подростков-сирот является значимой в организации психотерапевтической работы с этой группой детей, в понимании ее особенностей, определении ее целей и направлений психоаналитического консультирования подростков этой группы.
Степень изученности проблемы. В психологии изучением объектных отношений занимался целый ряд авторов-представителей психоаналитической школы (Т.В. Авакян, М. Балинт, Д. Винникотт, Г. гантрип, О. Кернберг, М. Кляйн, Г. Левальд, М. Малер, Э. Пиклер, Дж. Сандлер, А. Фрейд, З. Фрейд, У. Фэрберн и др.).
Депривация как фактор социальной и личностной дезадаптации является предметом исследований многих ученых и практиков (Д. Бенджамин, Дж. Боулби, Д. Винникотт, М. Волфенштейн, У. Нагер, М. Раттер, Дж. Флеминг, А. Фрейд, З. Фрейд, К. Хорни, Р. Шпиц, Э. Эриксон и др.).
В рамках психоаналитических теорий психологические особенности подростков-сирот, воспитывающихся в условиях депривации, изучаются в работах известных представителей данного направления в психологии (Дж. Боулби, А. Фрейд, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.).
Несмотря на изученность вопросов особенностей объектных отношений у подростков-сирот, воспитывающихся в условиях депривации, следует отметить недостаточность эмпирических исследований в этой сфере в отечественной психоаналитической практике.
Ответить
Ответить в теме

Сообщение будет активировано на сайте после проверки модератором

Ваше имя*:


Выберите правильный ответ
Напишите фамилию известного психоаналитика по имени Карл Густав