Профилактика суицида

Блюмин Павел Семенович () Блюмин Павел Семенович, 09 мая 2017 г.
В данной теме я предлагаю выкладывать материалы по профилактике суицида. Эта тема очень актуальна сейчас во многих регионах.
Предлагаем вашему вниманию наши наработки

Методика проведения профилактической беседы
Главным в преодолении кризисного состояния подростка является индивидуальная профилактическая беседа с ним. Следует принять во внимание следующее:
• в беседе важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию;
• активный слушатель — это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает ему возможность выговориться без боязни быть прерванным;
• активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя;
• активный слушатель будет способствовать тому, чтобы его собеседник был услышан.
Рекомендации по проведению беседы:
• разговаривать в спокойном месте, чтобы исключить возможность быть прерванным;
• уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно расположившись напротив, но не через стол;
• пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;
• дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;
• говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы («мгновенный рефрейминг»);
• оказывать первичную психологическую помощь подростку, используя рекомендации таблицы.
Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком
Если вы слышите Обязательно скажите Никогда не говорите
1 «Ненавижу учебу, класс...» «Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?» «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»
2 «Все кажется таким безнадежным...» «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь» «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»
3 «Всем было бы лучше без меня!» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит» «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»
4 «Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать» «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
5 «Я совершил ужасный поступок...» «Давай сядем и поговорим об этом» «Что посеешь, то и пожнешь!»
6 «А если у меня не получится?» «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное» «Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»
Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:
• при выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался);
• желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом;
• в процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать подростку, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы.
Начальный этап — установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать подростка терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (то есть необходимо дать ему возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.
Второй этап — установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: «преодоление исключительности ситуации»; «поддержка успехами» и др.
Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: «планирование», то есть побуждение подростка к словесному оформлению планов предстоящих поступков; «держание паузы» — целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.
Завершающий этап — окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка подростка. Целесообразно использовать следующие приемы: «логическая аргументация»; «рациональное внушение уверенности».

Игры и упражнения
Упражнение «Снежинки»
Упражнение можно использовать в группе для работы с людьми, имеющими заниженную самооценку, кто «не такой, как другие» и испытывает в связи с этим внутренний дискомфорт и чувство одиночества.
Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:
• складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
• снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
• в третий раз проделывает то же самое;
• и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.
Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.
Обсуждение
Участники сравнивают, какие снежинки у них получились — одинаковые или разные, непохожие.
Ведущий обращает внимание участников на то, что хотя все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у них получились разные. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность.
Игра «В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?»
Цели и задачи:
• актуализировать процесс социального самоопределения;
• способствовать осмыслению детьми своей жизни в настоящем и в будущем;
• помочь детям овладеть навыками групповой дискуссии.
Оборудование: бумага, маркеры, таблички с названиями ценностей,
высказывания и афоризмы о смысле жизни.
ХОД ИГРЫ
I. Вступление. Ведущим произносится вступительное слово о предназначении
человека, о смысле жизни, о человеческих ценностях, об актуальности этих проблем
для подростков и юношества.
II. Приглашение к игре.
1. Обоснование выбора формы игры. Роль игры в жизни человека.
2. Формирование команд (по 5-7 человек). Участникам игры предлагаются
жетоны разного цвета по выбору или другие известные способы деления на
команды.
3. Объяснение правил игры.
а) «Вы являетесь представителями разных планет. Понимание смысла жизни
на ваших планетах разное. Вы собрались на межпланетный симпозиум, чтобы
обсудить этот важный вопрос. Сейчас вам будет предложен ряд понятий,
отражающих ценность и смысл жизни на вашей планете». (Участникам
предлагаются таблички с написанными на них словами «семья», «любовь»,
«профессия», «творчество», «удовольствие», «дружба», «служение обществу» и др.,
а также с высказываниями великих людей о смысле жизни, ее ценностях.)
б) «В течение 5-10 минут каждая команда обсуждает название своей планеты,
образ жизни ее жителей. Аргументировать свое выступление можно, опираясь на
цитаты и высказывания. Важно рассказать, какие люди живут на планете, по каким
законам, что для них является самым главным».
в) Члены команд представляют свою планету. Другие команды могут задавать
им вопросы, уточнять, критиковать. Возможна дискуссия. При этом целесообразно
познакомить подростков с правилами ведения групповой дискуссии, диалога.
г) Подведение итогов игры.
Собираются жетоны за наиболее понравившееся выступление или
предлагается вопрос: «На какую планету вам больше всего хотелось бы полететь?»
III. Заключение. Заключительное слово ведущего о необходимости поиска
смысла жизни, об осознанности и ответственности за свою жизнь.

ИГРА «КОЛЮЧКА»
Эта игра проводится после социометрического эксперимента с целью
восстановления «отвергнутого» ребенка в коллективе класса и налаживания
нормальных с ним отношений.
Задачи:
предоставление детям опыта межличностного взаимодействия в
необычной ситуации игры;
открытие новых форм сотрудничества;
социализация «отвергнутого» ребенка;
обучение навыкам самопознания и самовосстановления.
ХОД ИГРЫ
Приветствие. Ведущий приветствует всех учеников. Каждый по очереди
называет свое имя и продолжает предложение «Мне нравится...»
Разминка. Игра «Внимание»
Все участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону
(при численности группы 14–20 человек можно выполнять упражнение в двух
шеренгах, создав соревновательную ситуацию).
Ведущий: Каждое задание надо стремиться выполнить как можно точнее.
Задание первое: расположитесь в шеренге так, чтобы около меня стоял самый
высокий из вас, а на противоположном конце шеренги — тот, у кого самый
небольшой рост. Начали!
После того как группа выполнит задание, ведущий проходит вдоль шеренги и
проверяет точность его выполнения. Если задание выполняется в двух группах,
можно предложить им взаимно проверить друг друга.
Можно использовать следующие задания: в начале шеренги должен стоять
человек с самыми темными глазами, в конце — с самыми светлыми;
начало шеренги — это 1 января, конец — 31 декабря, расположиться надо по датам
рождения (без учета года рождения).
Выработка правил группы
Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни,
которые являются примерно такими же, как правила любой психотерапевтической
группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность
сказать «нет», активность и пр.
Введение в игру
Ведущий: Ребята, сегодня вы окажетесь на волшебной поляне. На ней растут
самые разные цветы. Эти цветы умеют разговаривать и взаимодействовать друг
с другом. Представьте, что вы и есть эти цветы. Подумайте, каким цветком
могли бы быть вы, и нарисуйте его на этой карточке.
Ведущий раздает детям листочки размером 10 х 10 см. Звучит спокойная
музыка, и ученики рисуют свои цветы. Музыка звучит до тех пор, пока дети рисуют.
Ведущий: Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу поставить их так, чтобы
они были хорошо видны другим. Авторы рисунков расскажут, какие цветы они
нарисовали, остальные могут задать вопросы, если им что-то непонятно.
Размещение на поляне
Ведущий: Все эти цветы росли на большой солнечной поляне. Ребята,
представьте, что наш класс — это и есть волшебная поляна. Найдите себе место
на ней и встаньте там, где бы вам хотелось, чтобы рос ваш цветок. Нравится ли
ему там расти? Если хотите, можете перейти туда, где вам будет более
комфортно.
Создание волшебной поляны
Ведущий (показывая ученикам на лист ватмана на стене): Этот лист —
наша волшебная поляна. Сейчас мы вместе будем приклеивать на него ваши
рисунки. Разместите рисунки так, как вы стоите.
Введение в сказку
Ведущий: А сейчас послушаем сказку. На большой солнечной поляне росла
одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и
трав, но Колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, а если кто и
растет рядом, то только одни репейники. Поэтому Колючка ни с кем не дружила.
Она часто смотрела в синее небо и размышляла: «Вот небо — большое, чистое и
светлое, а вот солнце — теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня,
так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле». Она думала так изо дня в день
и все больше сжималась от одиночества, и все тверже становились ее иголочки.
Обучение приемам эмоциональной разрядки и мышечной релаксации
Ведущий: Ребята, а у вас бывает так, что вы чувствуете себя одинокими, не
понятыми другими, и от этого вы как бы внутренне сжимаетесь, напрягаетесь?
Сейчас я научу вас приемам, которые помогают людям снять напряжение и
расслабиться.
(Ведущий показывает ученикам приемы эмоциональной разрядки.)
Представьте, что вы — Колючка, которая сжалась от напряжения.
Напрягите сейчас мышцы всего тела, рук, ног; высоко-высоко поднимите плечи,
сильно сожмите кулаки. А сейчас расслабьте все части тела. (Повторяется 3–5
раз.)
А сейчас еще один прием: сделайте очень глубокий вдох, самый глубокий,
задержите дыхание на 10-15 секунд. Теперь выдохните весь воздух из легких и с
выдохом расслабьтесь, сбросьте напряжение, возвратитесь к нормальному
дыханию. Почувствовали ли вы напряжение в груди во время вдоха? Заметили ли
расслабление после выдоха? Давайте запомним это ощущение и оценим его.
Упражнение повторяется 4–5 раз. Вдох следует сочетать с напряжением мышц,
выдох — с расслаблением.
После выполнения упражнения ведущий спрашивает у ребят об их ощущениях
и объясняет, что расслабление (релаксация) лучше всего ощущается после
напряжения и способствует восстановлению сил и энергии, а после глубоких вдохов
и медленных выдохов человеку всегда становится легче.
Игра «Внимание»
Ведущий (продолжая рассказ):
Однажды утром Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения.
Она посмотрела по сторонам и увидела Солнечный Лучик.
— Привет! — сказал он ей. — Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о
чем думаешь?
— Что значит «цветут»? — удивилась Колючка. — Я об этом ничего не знаю.
— А ты посмотри вокруг и увидишь, — улыбнулся Лучик.
Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и
красивой поляне она растет. Рядом шелестели цветы — яркие и нежные, легкий
ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а вокруг летали птицы и пели
веселые песни.
Ведущий: Ребята, а вы умеете быть внимательными? Сейчас сделаем
упражнение, которое включает в себя несколько заданий. Каждое из них
рассчитано на определенное время. Я буду говорить вам, что надо делать, буду
следить за временем и сообщать, когда оно закончится.
Задание 1. В течение двух минут молча смотрите друг на друга.
Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите чистые листы и ручки.
Я буду задавать вам вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на
которые нужно дать письменные ответы. Какого цвета глаза у вашего партнера?
Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то вспомните, где они находятся.
Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь и
проверьте правильность ваших ответов.
Задание 3. Сейчас сменим пары. Один из партнеров переходит в пару,
стоящую слева от него. В течение минуты молча смотрите друг на друга.
Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я
буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые
нужно дать письменный ответ. Какого цвета обувь вашего партнера? Есть ли у
него на руках (на шее, одежде) какие-либо украшения? Какие? На какой руке у него
часы? Какой формы пуговицы у него на одежде? Повернитесь лицом друг к другу и
проверьте правильность ваших ответов.
В конце упражнения каждый ученик отмечает для себя, насколько он
внимателен к одноклассникам.
Игра «Войди в круг»
Ведущий (продолжая рассказ):
— Как же так? — удивилась Колючка. — Здесь такая интересная жизнь, а я
ничего не видела, смотрела только в себя и грустила от одиночества. Как глупо!
— Лучик! — воскликнула она. — Помоги мне стать такой же красивой, как
эти цветы. Я очень хочу стать красивой!
— Но это же просто, — ответил ей Лучик, — доверься миру, открой ему
себя, и все случится само собой.
— Как это? — подумала Колючка.
Ведущий: А действительно, ребята, как Колючке перестать быть одинокой и
стать такой же красивой, как окружающие цветы? Давайте сыграем в игру,
которая называется «Войди в круг». Сейчас некоторые из вас выйдут за дверь. Они
будут играть роль Колючки. Кто хочет быть Колючкой?
Несколько ребят вызываются. К ним необходимо присоединить и
«отвергнутого». Они выходят из класса, а ведущий предлагает оставшимся взяться
за руки и образовать круг.
Входящему участнику предлагается войти в этот круг. Предварительно группа
договаривается о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили
(вежливое приветствие, просьба, выполнение какого-либо условия и т.п.). Участник,
пытающийся выполнить условия и войти в круг, пробует различные формы
общения, пытаясь угадать неизвестную ему договоренность группы. Некоторые
могут предпринять попытку войти с помощью силы.
При обсуждении игры можно поговорить об агрессии как результате
непонимания, невыполнения социальных норм, а также о том, что у разных групп
людей (поколений, наций и пр.) существуют свои договоренности о правилах
«вхождения в круг», не всегда известные другим.
После обсуждения ведущий завершает первую часть игры фразой из сказки:
Итак, Колючка подумала: «Как это?», но все же выпрямилась, посмотрела по
сторонам и улыбнулась.
Ведущий: Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу.
Обсуждение игры Участники делятся впечатлениями от игры, говорят о том,
что понравилось, а что нет, какой вывод для себя они сделали. Для того чтобы
сохранить интерес группы до следующей встречи, можно предложить ребятам
нарисовать, какой стала Колючка, когда цветы приняли ее в свой круг.
Завершение занятия Ведущий выполняет любой «сказочный ритуал» для
завершения занятия. Это может быть взмах «волшебной палочкой» или
произнесенные всей группой слова: «До свидания, сказка!»

Упражнение “Зеркало”
Цель - эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения,
преодоление неуверенности, произвольный контроль.
Участники игры становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь на
пары, один – водящий, другой – “зеркало”. Водящий смотрится в “зеркало”, а оно
отражает все его движения. После участники меняются ролями, а затем и
напарниками.

Упражнение “Клеевой дождик”
Цель - развитие сплоченности группы, снятие напряжения.
Дети встают друг за другом и, держась за плечи впереди стоящих,
преодолевают препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под столами,
обогнуть “широкое озеро” и т. д.

Упражнение “Я самый...”
Цель - снятие внутренних зажимов, поиск внутренних ресурсов.
Каждый по очереди заканчивает предложение: “Я самый…”
“Рефлексия”
Участники по кругу характеризуют собственное настроение, обмениваются
мнениями и чувствами о проведенном занятии.

“Работа с “Я-образом”
“Приветствие”. Все члены группы здороваются друг с другом, называя по
имени того, кого приветствуют.
“Узкий мост”
Цель - повышение позитивного настроя и сплоченности группы.
На полу мелом чертится тонкая линия, необходимо вдвоем пройти по этому
«мосту».

“10 Я”
Цель - самораскрытие, работа с образом “Я”.
10 раз ответить на вопрос: “Кто я? Какой я?”. Листы с заданием не
подписываются, психолог перемешивает их и зачитывает, участники пытаются
догадаться, кто автор прочитанного текста.

Упражнение “Хорошо или плохо”
Цель - посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения.
Выбирается какое-то качество человека (доброта). По кругу один участник говорит:
“Хорошо быть добрым, потому что…”, а следующий за ним говорит: “Плохо быть
добрым, потому что…”

Упражнение “Почувствуй себя любимым”
“Приветствие”.
Все участники группы здороваются друг с другом, называя друг друга по
имени.

“Щепки плывут по реке”
Цель - развитие тактильных ощущений.
Участники игры становятся в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг
от друга: они - берега. Один участник – щепка. Он медленно «проплывает» между
“берегами”, они мягкими прикосновениями помогают “щепке”. Упражнение можно
проводить с открытыми и с закрытыми глазами.

“Ласковое имя”
Цель - создание позитивного настроя, развитие чувства доверия друг к другу.
Каждый участник игры по очереди становится в центр круга, а остальные называют
его ласковыми именами.

“Мои достижения”
Цель - поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки.
Каждый участник пишет на листке бумаги о том, чего он достиг за последнее
время, после этого листочки вывешиваются на всеобщее обозрение, содержание
написанного зачитывается и обсуждается.

“Аплодисменты по кругу”
Цель - переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы,
создание атмосферы принятия.
Все становятся в круг. Психолог подходит к одному из участников, смотрит
ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем
они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию
аплодисментов, затем они оба подходят к нему и аплодируют и т. д.

“Мы тебя любим”
Цель - эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
Все становятся в круг. Каждый участник игры по очереди выходит в центр, его
хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: “Мы тебя
любим!”.

Упражнение “Путь доверия”

“Приветствие”
Все здороваются друг с другом, называя друг друга по имени.
“Надписи на футболке”
Цель - создание позитивного настроя на работу, развитие взаимопонимания,
доверия. Придумать и сделать надпись на футболке соседа справа так, чтобы она
подходила ему, отражала его внутреннее содержание, передавала его настроение.
Обсуждение.

Упражнение “Слепой и поводырь”
Цель - формирование чувства близости, развитие чувства безопасности,
умения сопереживать.
Упражнение проводится в парах. Один – “слепой”, другой – его “поводырь”,
который должен провести “слепого” через различные препятствия (у “слепого”
завязаны глаза). После прохождения маршрута участники меняются ролями.

Упражнение “Кошки-мышки”
Цель - снятие эмоционального и мышечного напряжения, преодоление
страхов.
Выбираются “кошка” и “мышка”. Все остальные образуют круг, взявшись а
руки, - это “домик мышки”. Задача “кошки” поймать “мышку”. Стоящие в кругу
защищают, прячут “мышку” от “кошки”.

Литература:
1. Алимова М.А. "Суицидальное поведение подростков: диагностика. профилактика, коррекция". Барнаул, 2014.
2. Конькова Н.Л. "Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических рекомендаций".- Биробиджан: ОблИПКПР, 2012
3. http://psixologiya.org/psixoterapiya/psixologicheskie-uprazhneniya.html