Одно из направлений деятельности педагога-психолога – диагностическое. За короткое время психологу необходимо определить, кто из учеников не прошел адаптацию к новым условиям, кому из них необходима помощь в преодолении школьных трудностей.
Если в образовательной организации только один класс первоклассников, и в нем, например, 30 учеников – психолог сможет справиться с этой задачей: провести не только диагностический минимум, но и углубленную психодиагностику актуального состояния и развития каждого ученика. Но, если в школе 5-7 классов по 30-35 учеников? Как провести скрининг без потери качества информации? В этом случае психолог должен работать в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами первоклассников, которые встречаются с детьми ежедневно и наблюдают их в разных в учебных и внеучебных ситуациях. Их наблюдения помогут психологу найти наиболее проблемные места в обучении и оптимально оказать помощь. Это не отменяет углубленной диагностики, но поможет проанализировать ситуацию с адаптацией первоклассников, наметить пути разрешения проблемы. Рекомендую использовать
анкету №1,
анкету №2 и
анкету №3.
Эти Анкеты можно использовать для получения информации о ребенке еще в дошкольный период. Психолог сможет составить представление, что уже умеет ребенок, в каких условиях ребенок находился до школьного обучения, каково его семейное окружение, отношение семьи к новым обстоятельствам, На основе этих Анкет вы можете составить свою анкету, в которой будет подходящий для вашей школы перечень вопросов.
Коротаева А.Ш., педагог-психолог МАОУ СОШ №20 г.Липецка.